
7 причин любить Одесский художественный музей

6 ноября Одесскому художественному музею, расположенному по адресу Софиевская, 5а, исполняется 121 год. По этому случаю рассказываем об основных его изюминках, делающих музей молодым и прекрасным несмотря на солидный возраст.
История и архитектура
Не каждый музей может похвастаться тем, что находится в бывшем графском дворце, а в его создании принимали участие самые именитые художники того времени. Дворец Потоцких подарил городу в 1889 году Григорий Маразли — известный меценат, несколько раз переизбиравшийся на должность городского головы. Спустя десять лет Одесское общество изящных искусств совместно с Обществом южнорусских художников занялось организацией в нем музея — как того и хотел Маразли.
За прошедшее столетие Одесский художественный много чего пережил и повидал: раздел и перетасовку коллекции советской властью; репрессии сотрудников; румынскую оккупацию и минирование, но сегодня он снова исполняет свою изначальную функцию — сохранять и развивать искусство.
Грот
В XIX веке строить искусственные пещеры — гроты — было популярно: мода на них зародилась в Италии и быстро распространилась по Европе. В степном одесском климате они приобретали дополнительную функцию — служить прибежищем от жары и пыльных бурь, часто случавшихся летом.
Построили такой грот и под дворцом Потоцких — сегодня он единственный сохранившийся и доступный для посещения в городе, все остальные засыпаны. В грот Одесского художественного музея можно прийти с экскурсией, а время от времени ему находят нестандартное применение — например, прошлым летом там провели выставку скульптур Марии Куликовской, а в этом году на Хэллоуин грот преобразился в волшебное подземелье для маленьких посетителей.
Выставки современных украинских художников
Музеи у многих могут вызывать ассоциации с искусством позапрошлых столетий — красивым, но далеким от современности и порой навевающим скуку. Это — не про Одесский художественный! В последние годы там проходили максимально смелые по музейным меркам проекты современных украинских художников: арт-интервенция граффитчиков и стрит-райтеров «Terrible Kissers»; «Анатомия» Влады Ралко; «Мое тело — мое дело» все той же Марии Куликовской; «Черное зеркало» Юрия Сивирина и многие другие.
Сейчас в музее проходит выставка автора «Двенадцатого стула» и фигуры ангела на «Доме с ангелом» — Михаила Ревы. Впервые за последние 15 лет работы скульптора можно увидеть в Одессе в таком количестве.
Культурные мероприятия и образовательные программы
Мало смотреть на картины — хорошо бы о них еще и говорить. Каждая крупная выставка в Одесском художественном сопровождается лекциями, на которых можно больше узнать о представленных авторах и направлениях. Нередко их проводит лично директор музея, художник Александр Ройтбурд, заставший формирование одесской арт-сцены в 80-90-х и принимавший в нем непосредственное участие.
В Одесский художественный музей часто приезжают лекторы из других городов и даже стран — например, в прошлом году «главный по паблик-арту» Нью-Йорка, Кендалл Генри, рассказывал о своем опыте преображения публичных пространств, причем посетить его лекцию можно было бесплатно благодаря поддержке USAID.
Проходили в Одесском художественном музее и другие мероприятия, например, летние кинопоказы документальных фильмов, посвященных известным художникам; благотворительные ярмарки и даже концерты и вечеринки — само собой, с соблюдением всех мер безопасности в отношении экспонатов. Карантин здорово усложнил реализацию подобных форматов, но все когда-нибудь проходит — и это тоже рано или поздно закончится.


Креативный подход к экскурсиям
Если при слове «экскурсия» в памяти всплывает что-то занудное из школьных лет — это снова не про Одесский художественный. Здесь не только разработали несколько вариантов авторских экскурсий, таких как ознакомительная «OFAM, nice to meet you», но и приглашают на роль экскурсоводов известных одесских интеллектуалов — например, Бориса Бурду.
Сейчас из-за карантина в музее проводятся только индивидуальные экскурсии, но это даже удобнее: можно в любое подходящее время прийти группой до десяти человек и получить все внимание экскурсовода.
Когда весной Одесский художественный был совсем закрыт для посетителей, музейщики освоили формат онлайн-экскурсий и сейчас прибегают к нему в случаях, когда спрос значительно превышает возможности. Трансляцию первой онлайн-экскурсии по выставке Михаила Ревы «Откровение» просмотрело три с половиной тысячи человек — вживую, само собой, так бы не получилось.



Свежая экспозиция
В коллекции Одесского художественного более десяти тысяч работ, из них около восьмисот — в постоянной экспозиции. Тут есть картины и художники на любой вкус, от классических Айвазовского и Васнецова до одесских нонконформистов и наших современников. Но вопрос не только в том, что показывать — важно еще и как.
Экспозицию Одесского художественного музея выстроили в 1960-х, и с тех пор полстолетия она практически не менялась, только второй этаж понемногу пополнялся полотнами более позднего периода.
В последние два года кураторы музея постоянно работают над тем, чтобы обновить экспозицию: поднимают малоизвестные, но оттого не менее интересные картины из фондов, изменяют расположение картин, чтобы выстроить новые контексты. А второй этаж до конца этого года и вовсе ждет полное обновление, так что скоро мы увидим в Одесском художественном украинское искусство XX-XXI веков в совсем другой, современной подаче.
Сувениры
Сегодня уже мало кого удивляют сувениры в украинских музеях — открытки, магнитики и прочая мелочь, которую можно купить вместе с билетом. Но Одесский художественный музей в этом плане радует креативностью: например, футболки с надписью «Не зли Маразли», сумки-шопперы с Кандинским и магниты с музейными котиками в исполнении Александра Грехова.
Отдельно стоит сказать про коллекцию футболок против гендерных предубеждений «Не вешай ярлыки!». Музей разработал ее в прошлом году при поддержке Фонда Елены Пинчук и совместно с платформой украинских брендов «Все. Свои», использовав яркие женские образы с картин из коллекции и дополнив их месседжами: «Сама себе олигархиня», «Спроси меня, когда я выйду замуж» и «Мое место там, где я хочу».
Вместо эпилога
121 год — прекрасный возраст. Много сделано, еще больше — впереди. Перед Одесским художественным стоит масса задач и вопросов, которые нужно решить. Но какие его годы! Поздравляем с днем рождения и желаем долгих лет процветания.
