Одежда, которой не существует в реальном мире. Кожа из грибов и банановых шкурок. Окончательное стирание границ между полами. Это лишь малая часть изменений, которые уже прямо сейчас внедряются в мире моды. Специально для онлайн-журнала Folga’ соучредительница Ukrainian Fashion Week Ирина Данилевская, соучредительница бренда FINCH Катерина Бякова и создательница школы конструирования и пошива одежды Pushka School Ирина Красильникова рассказали о том, какие трансформации ждут fashion-индустрию в скором будущем.

Инклюзивность

Образы из коллекции Open Fashion Studio 2021

Модная индустрия всегда навязывала обществу свои идеалы красоты. Женщин одевали в узкие корсеты и заставляли носить трехъярусные парики, выщипывать брови, а потом отращивать их, худеть до анорексии и доводить себя до изнеможения бесконечными тренировками в зале. Чего греха таить, мужчины натерпелись не меньше, а время и практика показали, что успевать за этими стандартами — задача невыполнимая.

Если еще несколько лет назад термин «жертва моды» не вызывал никаких противоречивых настроений, то сейчас — это весомая причина для конфликта. Все просто: мы живем в новое время. Теперь любой уважающий себя бренд пытается привлечь в свои показы и рекламные кампании моделей разных национальностей, возрастов и комплекций, а излишняя ретушь на фото считается признаком дурного тона и даже поводом для судебного иска.

Судить о важности инклюзивной моды не приходится. Этот тренд учит людей принимать себя такими, какие они есть, не строить ложных иллюзий и ценить свою уникальность. Однако с другой стороны, инклюзивность ставит под вопрос существование эксклюзивной, элитарной и недоступной моды. Соучредительница Ukrainian Fashion Week Ирина Данилевская поделилась своим мнением на этот счет и объяснила, почему инклюзивность — это важная тенденция.

 Ирина Данилевская
Ирина Данилевская
Соучредительница и CEO Ukrainian Fashion Week
— Модная индустрия, несомненно, стала более открытой. Я помню времена, когда на показы могли попасть лишь аккредитованные журналисты, звезды и VIP-клиенты брендов. Сегодня в первом ряду сидят блогеры с TikTok, редакторы независимых изданий и социальные активисты, а благодаря онлайн-трансляциям стать зрителем показа может каждый желающий. За 25 лет существования UFW мы говорили и о гендерном равенстве, и о расовой дискриминации, и об инклюзивности. Сегодня я бы предложила рассматривать инклюзивность в fashion-индустрии намного шире. Мировая и украинская мода исповедуют открытость и доступность — это прекрасная тенденция, которая позволяет получать как эстетический, так и образовательный опыт, а также стимулировать и открывать свой креативный потенциал.

Диджитализация

Образы с коллекции 2WB 2021

Диджитализация, виртуальная реальность, цифровая одежда — совсем недавно эти выражения были родом из серии фильмов «Назад в будущее», а сегодня обозначают не только популярные тренды, но и важнейшие инструменты для успешного функционирования бизнеса. Дизайнеры все чаще обращаются к диджитал-технологиям и выпускают цифровую одежду, которая существует только на экранах смартфонов. Для чего? Во-первых, это модно, удобно и необходимо для развития социальных сетей и NFT-аукционов. Во-вторых, виртуальные вещи — на 100% экологичны. Такие изделия не изнашиваются, не засоряют планету, и для их изготовления не требуются природные ресурсы.

Украинская fashion-индустрия всегда идет в ногу с передовыми тенденциями. Команда бренда FINCH удивляет прогрессивными проектами не только нашу страну, но и все мировое сообщество. В 2020 году FINCH вместе со студией FFFACE.ME выпустили первую в Украине коллекцию полуцифровой одежды. Изделия из линейки обладали функцией виртуальной 3D-анимации, которая срабатывала на камере смартфона, когда ее наводили на вещь с помощью Instagram-фильтра. К каждому изделию также прилагалось несколько виртуальных эффектов. Например, одна футболка превращалась в три цифровых образа, меняя анимацию, принт или цвет.

Соосновательница бренда FINCH Катерина Бякова рассказала, в чем, по ее мнению, польза, ценность и важность цифровой моды:

  Катерина Бякова
Катерина Бякова
Соосновательница бренда FINCH
— Сегодня у виртуальной одежды есть две основных функции. Первая — хайп и вовлечение аудитории через особенный, необычный, иммерсивный контент. Вторая — поддержка философии устойчивой моды. Потребление легко можно перевести в диджитал, вместо того чтобы покупать уйму разных вещей для создания контента. Такое решение позволяет освободить место в гардеробе, не продуцирует отходы, а также способствует выходу за рамки реальности, ведь в виртуальном мире не существует ограничений, а изделиям можно придать буквально любой вид.
Диджитализация и виртуальная одежда

Тренд на цифровую одежду начал зарождаться еще несколько лет назад, но пандемия значительно ускорила его прогресс. Сейчас наряду с диджитал-технологиями активно развивается и работа NFT-аукционов, на которых дизайнеры, художники и прочие деятели искусства могут заработать целое состояние. Как же брендам развиваться в этой среде? Ирина Красильникова, создательница школы конструирования и пошива одежды Pushka School, считает, что универсального рецепта успеха в диджитал-отрасли искать не стоит:

     Ирина Красильникова
Ирина Красильникова
Создательница школы конструирования и пошива одежды Pushka School
— Пошаговой инструкции для развития модных брендов в цифровой среде не существует. И в этом прелесть виртуального мира, ведь каждый изобретает собственную реальность, не оглядываясь на «рецепты успеха». Кто-то создает бутик в метавселенной, как Gucci, а кто-то фотошопит виртуальные платья за 700 долларов, как это делает Tribute (хорватский бренд диджитал-одежды. — Прим. ред.). Воплощать мечту проще без ограничений. Тем, кто жаждет развиваться в диджитал-пространстве, советую обратить внимание на NFT-сферу — сейчас там примерно такие же перспективы, как и у инвестиций в биткоин в 2009 году. Другими словами — огромные. И чем раньше художники, дизайнеры и все, кто интересуется цифровой реальностью, станут частью NFT-индустрии, тем больше возможностей для роста у них будет.

Такого же мнения придерживается и Катерина Бякова. По словам основательницы марки FINCH, в ближайшие годы мода продолжит идти путем диджитализации и виртуализации:

— Уже сейчас цифровая одежда становится своего рода предметом искусства. Такие вещи все чаще покупают на NFT-аукционах, что свидетельствует об их неоспоримой ценности. Естественно, физическая одежда не исчезнет из нашей жизни, но в дальнейшем реальные изделия из тканей должны будут обладать историей и долго служить. Со временем потребление ради контента, когда вещи покупают, чтобы похвастаться ими в соцсетях, также перейдет в виртуальный мир и станет экологичным.

Устойчивое развитие и этичная мода

Тренд на экологичность и устойчивое развитие

Не менее насущная тема — экология, которая неустанно страдает от беспощадного влияния индустрии моды. Факты говорят сами за себя: согласно исследованиям Global Fashion Agenda, производство одежды является одним из крупнейших загрязнителей нашей планеты. В мире отшивают так много вещей, что их просто не успевают раскупать, и они оказываются на свалке. Вот несколько интересных цифр, которые вносят ясность в вопрос о том, зачем нам вообще нужна eco friendly мода и устойчивое развитие: на долю текстильной индустрии приходится 10% выбросов углекислого газа в атмосферу и 24% выбросов инсектицидов, а на производство одной хлопковой футболки уходит около 2700 литров воды.

Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, модное сообщество решило ввести новую философию под названием sustainability — устойчивое развитие. Эта концепция состоит их трех пунктов: reducing (сокращения отходов), reusing (вторичного использования вещей) и recycling (переработки вещей).

Соосновательница Ukrainian Fashion Week Ирина Данилевская, которая уделяет особое внимание развитию устойчивой моды в Украине, считает, что философию экологической стабильности должны исповедовать не только дизайнеры, но и потребители:

— Несмотря на тренд на осознанное потребление, статистика говорит о том, что люди продолжают покупать много дешевой некачественной одежды. 40% этих вещей надевают всего несколько раз или выбрасывают, так и не надев. Сегодня дизайнеры делают весомый вклад в развитие осознанной моды, а также поддерживают принцип использования ручной работы. Но в этом процессе должны быть задействованы обе стороны. Потребителям следует интересоваться тем, что происходит с брендом, у которого они покупают вещи, и задаваться вопросами о том, насколько изделия этой марки качественные, как долго они будут служить и какой ценностью обладать в дальнейшем.

Говоря об устойчивом развитии, невозможно пропустить еще одну тенденцию, которая с каждым годом набирает все большую популярность, — этичную моду. Fashion-эксперты считают, что мы должны отказаться от убийства животных ради натуральной кожи, меха, шерсти, перьев. Например, всемирно известный бренд Stella McCartney создает одежду из искусственной кожи, произведенной из грибов, Reebok выпускает обувь из переработанных подушек безопасности, а Paper London шьет купальники из отходов, выловленных в океане, — пластика, старых рыболовных сетей и переработанного нейлона.

Ирина Данилевская подчеркивает, что философия устойчивой моды также неразрывно связана с этичным отношением к сотрудникам:

— Термин sustainable fashion подразумевает не только экологичность, бережное отношение к природным ресурсам, переработку старых вещей и отходов для создания новых материалов, но и этичное отношение к своим сотрудникам и разным сообществам. В это понятие также входит поддержка локального производства, а для Украины — это более чем актуальная история.

Умная одежда

Тренд на умную одежду

Наряду с виртуальной модой популярность набирает умная одежда — изделия из инновационных материалов, оснащенные специальными датчиками движения, света, температуры, которые синхронизируются с приложениями, позволяя человеку получить информацию о своем физическом состоянии и воспользоваться советами по улучшению здоровья.

Есть стереотип, что смарт-одежа — удовольствие исключительно для спортсменов. Но это не совсем так. Например, бренд Siren Care шьет носки для диабетиков, которые благодаря сенсорам температуры предупреждают о развитии опухоли и сигнализируют о проблемах со здоровьем. А Tactile Navigation Tools выпускают жилеты для людей с ослабленным зрением: изделия оснащены датчиками, которые с легкостью обнаруживают препятствия и сигнализируют человеку о них с помощью вибраций.

Создательница Pushka School Ирина Красильникова считает, что привычная одежда у нас останется, но совсем скоро ее будут дополнять инновационные изделия, которые сделают нашу жизнь в разы проще и интереснее:

— Физическая одежда никуда не денется. Потребность одеваться — по-прежнему одна из базовых для человека, и технологии не смогут ее исключить из нашей жизни. Могу сказать, что dopamine dressing (нарядные вещи. — Прим. ред.) точно со временем переместится в диджитал. Также есть большая вероятность, что через 5–10 лет мы будем ходить по улице в очках с функцией дополненной реальностью, а вместо людей видеть их аватары — в виртуальной одежде, с фильтрами и лимитированными NFT-аксессуарами.

Агендерность

Тренд на агендерную моду

Эпатажный солист группы Måneskin Дамиано Давид прославился не только на «Евровидении», но и благодаря своему агендерному стилю. Итальянский певец носит женские наряды, танцует на каблуках, не брезгует украшениями и делает эффектный макияж. Кому-то может показаться, что это лишь часть имиджа. Возможно. Однако размытие границ между женским и мужским в индустрии моды — еще один глобальный тренд, а фронтмен итальянской группы — живой тому пример.

В прошлом веке женщинам удалось отвоевать право работать на равных позициях с мужчинами, а вместе с этим позаимствовать большую часть их гардероба. Теперь настало время и мужской революции в сфере моды. Парни уже без стеснения носят розовый цвет, делают яркий маникюр и дополняют свои образы жемчужными колье. Поколение Z считает, что одежда не должна соответствовать возрасту, полу, статусу и другим факторам. Это скорее способ самовыражения.

Тенденцию на унисекс-одежду уже не первый сезон активно поддерживают передовые модные бренды. Например, дизайнер марки Jacquemus Симон Порт Жакмюс одевает как мужчин, так и женщин в одинаковые укороченные топы и брюки с высокой линией талии. Не делит свои коллекции на мужское и женское и модный дом Balenciaga: на показах марки сложно угадать, какого пола модель представляет одежду: все выглядят одинаковыми и нейтральными.

А что произойдет с высокой модой?

Диджитализация, инклюзивность, устойчивое развитие — все эти тенденции идут явно не той дорогой, что высокая мода. Многие fashion-критики уже не первый год говорят, что швейное искусство от-кутюр со временем бесследно исчезнет. В этом непростом вопросе сложно разобраться самостоятельно, поэтому мы решили обратиться за комментарием к соучредительнице Ukrainian Fashion Week и главе экспертного комитета Ukrainian Fashion Council Ирине Данилевской и поделиться с вами ее прогнозами.

Высокая мода в 2022 году
Высокая мода будущего
— Сколько я работаю в fashion-индустрии, столько слышу о смерти высокой моды, глянце, хорошем вкусе. Но идут годы, и кутюрные платья продолжают пользоваться спросом. Дело в том, что вещи haute couture — это настоящее произведение искусства, которое люди приобретают не по необходимости, а потому что оно дарит им эмоции.
Пройдут годы — и граница между реальным и виртуальным миром будет становиться все более хрупкой, но я вижу большой потенциал крафтовых и уникальных продуктов, сделанных человеческими руками. Коллекционное вино, кутюрные платья, ювелирные украшения, виниловые пластинки, картины и скульптуры — на фоне общей диджитализации все эти изделия будут становиться еще более элитарными и недоступными.
Наше влечение к красоте и потребность в самопрезентации делают моду неотъемлемой частью жизни. Одежда помогает без слов рассказать миру, кто ты или кем хочешь быть. Так было в Древнем Египте и античной Греции, в Италии во времена Ренессанса и во Франции в эпоху Наполеона. И так будет сегодня и завтра. Меняются силуэты и материалы, стили и тенденции, но сама идея моды как социокультурного явления остается неизменной.

Все мы, можно сказать, — заложники моды и узники перемен в этой индустрии. Давать точные оценки и прогнозы на будущее — задача сложная, ведь каждый день мир приносит новые вызовы. Но уже сейчас становится ясно, что перепроизводство, беспощадное загрязнение окружающей среды и культ навязанных идеалов красоты уходят в прошлое. Переживать о том, что мода исчезнет, не стоит. Она скорее станет другой: более качественной, осознанной и умеренной.

Фото: пресс-служба Ukrainian Fashion Week, www.balenciaga.com, atap.google.com/jacquard, instagram.com/boltthreads
Анна Мисюк
Автор:
Анна Мисюк