
HR-советы для предприятий: как возобновить работу в КРИЗИС

Карантин подходит к концу, а рабочие процессы постепенно восстанавливаются. К сожалению, не для каждого предприятия этот период прошел безболезненно: многие столкнулись с убытками, кадровыми потерями, а то и с необходимостью закрывать бизнес. Те же фирмы, которые сейчас возобновляют работу в условиях пандемии и всемирного финансового кризиса, сталкиваются с рядом вызовов, один из которых — угроза второй волны карантина. Как в таких условиях сохранить работоспособность коллектива? Помочь в этом могут специалисты по human resources. Folga’ обратилась за советом в рекрутинговую компанию HR Partner.

Павел Ковчег founder в рекрутинговой компании HR Partner.

Екатерина Коростель co-founder в рекрутинговой компании HR Partner.
HR-аудит: объективный взгляд со стороны
У многих слово «аудит» ассоциируется с глобальными проверками, штрафами и длинными списками рекомендаций, которые срочно необходимо внедрить. Если бизнес налажен, разработан и внедрен отличный маркетинговый комплекс, то какие могут быть проблемы? А значит, и в проверке нет нужды. На деле же даже самый налаженный механизм способен дать сбой при столкновении с человеческим фактором. Какая бы хорошая не была у вас реклама, она не поможет продать продукт, если потенциальному клиенту грубо ответили по телефону или упустили из виду, что на складе не оказалось товара в наличии. Причины таких накладок бывают разные: сотрудник еще неопытный, он испытывает сильный стресс, не связанный с работой, или же слишком легко отвлекается на соцсети. Главное то, что любому человеку трудно — практически невозможно — критически оценить результаты своей работы. И вот именно с этим и поможет HR-аудит.
При этом стоит понимать, что специалист из компании не приходит на один день для поверхностного общения. Когда эйчар приходит в новый коллектив, то в течение первого месяца он знакомится с сотрудниками, руководителями и владельцами, узнает обстановку и выявляет проблемные направления. Только после сбора всей информации он принимается за налаживание процессов. То, какие результаты вы получите по итогам HR-аудита, зависит от сферы деятельности предприятия. Но в качестве примеров приведем следующие кейсы:

В первую очередь, эйчар — это «подушка» между руководителем и сотрудником. К нему можно прийти «поплакаться в жилетку» или за мотивирующим «волшебным пинком». К тому же он поможет донести информацию от сотрудников к руководителю и обратно таким образом, чтобы не осталось недопониманий. Большая часть конфликтов на предприятии, как правило, возникают из-за неправильной коммуникации, потому что люди, увы, не умеют общаться. И хотите вы того или нет, но если в вашей компании работает более 15 человек, то коммуникация однозначно будет хуже, чем в микроколлективах, а руководитель при этом еще и теряет прямой контакт с частью подчиненных. Поэтому, если у вас нет своего эйчара, то на помощь придет рекрутинговая компания.
Некоторые работодатели обращаются к услугам рекрутинговых компаний только чтобы закрыть вакансию. На самом же деле возможности HR-компании намного шире:
- Проведение HR-аудита предприятия;
- Разработка антикризисных решений;
- Подбор обучающих программ, тренингов и тимбилдинговых мероприятий.
Что из этого особенно поможет в текущей кризисной ситуации? Рассмотрим подробнее.

Оптимизация работы отдела продаж.
Рекламная кампания настроена правильно, но из 100 человек, которые откликнулись, покупает только один. При анализе работы отдела продаж выяснилось, что разговор между менеджером и клиентом длился в среднем 30 минут, из-за чего линии перегружаются, часть клиентов не дозваниваются, а менеджеры изматываются. Проблему можно решить при помощи скрипта продаж. После разработки оптимального сценария средняя продолжительность разговора сокращается в среднем до 5 минут, а линии свободны для дозвона.
Грамотный тайм-менеджмент.
В компании работает 40 человек, чья заработная плата, в среднем, составляет $500. Общий фонд заработной платы — $20 000 в месяц. Минимум у 10% сотрудников низкие показатели KPI. Таким образом убытки составляют $2000 в месяц или $24 000 в год. Если же низкие показатели у 20% сотрудников, то в год компания потеряет до $48 000. При этом проблема не обязательно в лени или некомпетентности, и прибегать к увольнению нет необходимости. Ряд процессов решается после обучения тайм-менеджменту — эффективность сотрудников растет, а время исполнения задачи сокращается.
Говорить, что именно в период кризиса тайм-менеджмент особенно важен, будет не совсем правильно. Организовывать свое рабочее время и уметь фокусироваться на том, что делаешь, важно всегда. Но в кризисной ситуации это особенно необходимый навык.
Антикризисные решения: больно, но действенно.
В такое непростое время предприятия сталкиваются с необходимостью сокращения или даже полного увольнения сотрудников. В этом случае беспристрастный взгляд со стороны поможет принять непростое, но важное решение, какими именно проектами пожертвовать. Случается, что сами сотрудники покидают компании из-за состояния неопределенности. Тогда агентство поможет уже с набором недостающих специалистов. Это особенно актуально сегодня, и сейчас клиенты обращаются к нам больше в поиске сотрудников. На рынке труда сейчас настал тот короткий период, когда можно «выхватить» лучших.
Но не стоит думать, что антикризисные решения — это только увольнения. Все зависит от обстоятельств отдельно взятых компаний, к тому же и кризисы бывают разными. HR Partner приводит в пример такой кейс. Среди ее клиентов есть IT-компания, у которой большая часть сотрудников перешла на удаленку из-за карантина. Сотрудники столкнулись с тем, что дома не так-то легко сосредоточиться! Ведь в режим самоизоляции перешли не только они, но и их семьи. Тяжело отказать маленькому ребенку, когда он постоянно просит: «Мама-папа, давай поиграем!». В итоге результативность некоторых сотрудников начала падать, потому что в условиях самоизоляции бабушки с дедушками не помогут, а дома изолированные рабочие места есть не у всех. Как решить такую проблему? «Мы совместно с сотрудниками наших клиентов разработали игру для деток 6-12 лет, — рассказывает Екатерина. — Наши специалисты прописали алгоритм игры, а они ее сверстали. На работу ушло около недели, и в итоге детки получили красочную развивающую игру, а родители — занятого интересным делом ребенка».

Если же в компании прошли сокращения, то руководителю следует особое внимание уделить тем сотрудникам, которые продолжают работать, и постараться вовлечь их в бизнес. Вовлеченность — это когда команда особенно сближается и движется в одном направлении; при этом каждый знает отведенную ему роль и не просто выполняет свои обязанности, а делает больше, чем от него требуется, потому что «горит» этим проектом. Отлично, если у вас именно такая команда, но надо учитывать, что не в каждом коллективе возможно повысить вовлеченность. Во-первых, это зависит от сферы деятельности. Во вторых, не надо требовать этого от каждого сотрудника, ведь не все обладают внутренним ресурсом отдаваться работе на все 100%. Но к большинству сотрудников все-таки можно подобрать ключик: и здесь мы подходим к вопросу мотивации.
Как лидеру мотивировать себя и своих подчиненных?
Каждый опытный руководитель в курсе, что мотивированный сотрудник делает свою работу лучше. Но бывает и так, что сотрудник получает хорошую зарплату без задержек, работает в офисе, где для него созданы все удобства, но все равно ленится. Тут уже руководители недоумевают: чего еще ему не хватает?
Если брать статистику, то, действительно, для 70-80% сотрудников главной мотивацией будут финансы. Но сотрудники — люди разные, и мотивации у них будут отличаться. Для кого-то достаточно получить ставку за проделанную работу, и он всем доволен, а для кого-то немалую роль играет ощущение своей важности, поэтому он ждет признания и похвалы. А есть такие ребята, которым важно ощущать себя частью команды, они получают удовольствие от того, что приходят на работу и общаются с коллегами. Также для коллектива важна поддержка со стороны руководителя. Если вы с командой работаете на удаленке, то как руководитель должны проводить совещания раз в пару дней, делать Zoom-конференции, интересоваться, какие задачи сейчас выполняют сотрудники, возможно, кому-то следует поставить нестандартную задачу для поддержания тонуса. И вовсе не обязательно обсуждать лишь производственные вопросы: можно просто узнать, как у кого дела, ведь общение само по себе тоже очень важно.
Не забывайте о том, что мотивация нужна всем, а значит, и руководителю. Мотивируйте себя с самого начала рабочего дня: делайте зарядку, составляйте планы на ближайшую и дальнюю перспективы, например, подумайте, как увеличить прибыль во время кризиса, или каким проектом в непривычной для себя сфере можно заняться. Займитесь чем-то новым, например, изучением иностранного языка — таким образом вы не только приобретете еще один полезный навык, но и покажете хороший личный пример команде.
Сильный руководитель в первую очередь берет на себя ответственность. Без этого бизнес не построишь и во время кризиса его не удержишь. Поэтому для руководителя это — важное качество.
Сейчас, когда работа возвращается в привычное русло, важно провести общее собрание, чтобы оценить, насколько изменились цели и планы, а какие процессы стагнировали. Причем не только в масштабе предприятия, а и у каждого отдельного сотрудника. Каждый член команды должен понимать свою нынешнюю роль в сложившейся картине мира.
Помните, что кризис — это не приговор для бизнеса и коллектива, а возможность переосмыслить текущее положение дел и понять, куда двигаться дальше.
