Карантин подходит к концу, а рабочие процессы постепенно восстанавливаются. К сожалению, не для каждого предприятия этот период прошел безболезненно: многие столкнулись с убытками, кадровыми потерями, а то и с необходимостью закрывать бизнес. Те же фирмы, которые сейчас возобновляют работу в условиях пандемии и всемирного финансового кризиса, сталкиваются с рядом вызовов, один из которых — угроза второй волны карантина. Как в таких условиях сохранить работоспособность коллектива? Помочь в этом могут специалисты по human resources. Folga’ обратилась за советом в рекрутинговую компанию HR Partner.

Павел Ковчег HR Partner

founder в рекрутинговой компании HR Partner.

Екатерина Коростель HR Partner

co-founder в рекрутинговой компании HR Partner.

HR-аудит: объективный взгляд со стороны

У многих слово «аудит» ассоциируется с глобальными проверками, штрафами и длинными списками рекомендаций, которые срочно необходимо внедрить. Если бизнес налажен, разработан и внедрен отличный маркетинговый комплекс, то какие могут быть проблемы? А значит, и в проверке нет нужды. На деле же даже самый налаженный механизм способен дать сбой при столкновении с человеческим фактором. Какая бы хорошая не была у вас реклама, она не поможет продать продукт, если потенциальному клиенту грубо ответили по телефону или упустили из виду, что на складе не оказалось товара в наличии. Причины таких накладок бывают разные: сотрудник еще неопытный, он испытывает сильный стресс, не связанный с работой, или же слишком легко отвлекается на соцсети. Главное то, что любому человеку трудно — практически невозможно — критически оценить результаты своей работы. И вот именно с этим и поможет HR-аудит.

При этом стоит понимать, что специалист из компании не приходит на один день для поверхностного общения. Когда эйчар приходит в новый коллектив, то в течение первого месяца он знакомится с сотрудниками, руководителями и владельцами, узнает обстановку и выявляет проблемные направления. Только после сбора всей информации он принимается за налаживание процессов. То, какие результаты вы получите по итогам HR-аудита, зависит от сферы деятельности предприятия. Но в качестве примеров приведем следующие кейсы:

HR-аудит что это

В первую очередь, эйчар — это «подушка» между руководителем и сотрудником. К нему можно прийти «поплакаться в жилетку» или за мотивирующим «волшебным пинком». К тому же он поможет донести информацию от сотрудников к руководителю и обратно таким образом, чтобы не осталось недопониманий. Большая часть конфликтов на предприятии, как правило, возникают из-за неправильной коммуникации, потому что люди, увы, не умеют общаться. И хотите вы того или нет, но если в вашей компании работает более 15 человек, то коммуникация однозначно будет хуже, чем в микроколлективах, а руководитель при этом еще и теряет прямой контакт с частью подчиненных. Поэтому, если у вас нет своего эйчара, то на помощь придет рекрутинговая компания.

Некоторые работодатели обращаются к услугам рекрутинговых компаний только чтобы закрыть вакансию. На самом же деле возможности HR-компании намного шире:

Что из этого особенно поможет в текущей кризисной ситуации? Рассмотрим подробнее.

Тайм-менеджемент правила

Оптимизация работы отдела продаж.

Рекламная кампания настроена правильно, но из 100 человек, которые откликнулись, покупает только один. При анализе работы отдела продаж выяснилось, что разговор между менеджером и клиентом длился в среднем 30 минут, из-за чего линии перегружаются, часть клиентов не дозваниваются, а менеджеры изматываются. Проблему можно решить при помощи скрипта продаж. После разработки оптимального сценария средняя продолжительность разговора сокращается в среднем до 5 минут, а линии свободны для дозвона.

Грамотный тайм-менеджмент.

В компании работает 40 человек, чья заработная плата, в среднем, составляет $500. Общий фонд заработной платы — $20 000 в месяц. Минимум у 10% сотрудников низкие показатели KPI. Таким образом убытки составляют $2000 в месяц или $24 000 в год. Если же низкие показатели у 20% сотрудников, то в год компания потеряет до $48 000. При этом проблема не обязательно в лени или некомпетентности, и прибегать к увольнению нет необходимости. Ряд процессов решается после обучения тайм-менеджменту — эффективность сотрудников растет, а время исполнения задачи сокращается.

Говорить, что именно в период кризиса тайм-менеджмент особенно важен, будет не совсем правильно. Организовывать свое рабочее время и уметь фокусироваться на том, что делаешь, важно всегда. Но в кризисной ситуации это особенно необходимый навык.

Антикризисные решения: больно, но действенно.

В такое непростое время предприятия сталкиваются с необходимостью сокращения или даже полного увольнения сотрудников. В этом случае беспристрастный взгляд со стороны поможет принять непростое, но важное решение, какими именно проектами пожертвовать. Случается, что сами сотрудники покидают компании из-за состояния неопределенности. Тогда агентство поможет уже с набором недостающих специалистов. Это особенно актуально сегодня, и сейчас клиенты обращаются к нам больше в поиске сотрудников. На рынке труда сейчас настал тот короткий период, когда можно «выхватить» лучших.

Но не стоит думать, что антикризисные решения — это только увольнения. Все зависит от обстоятельств отдельно взятых компаний, к тому же и кризисы бывают разными. HR Partner приводит в пример такой кейс. Среди ее клиентов есть IT-компания, у которой большая часть сотрудников перешла на удаленку из-за карантина. Сотрудники столкнулись с тем, что дома не так-то легко сосредоточиться! Ведь в режим самоизоляции перешли не только они, но и их семьи. Тяжело отказать маленькому ребенку, когда он постоянно просит: «Мама-папа, давай поиграем!». В итоге результативность некоторых сотрудников начала падать, потому что в условиях самоизоляции бабушки с дедушками не помогут, а дома изолированные рабочие места есть не у всех. Как решить такую проблему? «Мы совместно с сотрудниками наших клиентов разработали игру для деток 6-12 лет, — рассказывает Екатерина. — Наши специалисты прописали алгоритм игры, а они ее сверстали. На работу ушло около недели, и в итоге детки получили красочную развивающую игру, а родители — занятого интересным делом ребенка».

Работа с детьми на удаленке проблемы

Если же в компании прошли сокращения, то руководителю следует особое внимание уделить тем сотрудникам, которые продолжают работать, и постараться вовлечь их в бизнес. Вовлеченность — это когда команда особенно сближается и движется в одном направлении; при этом каждый знает отведенную ему роль и не просто выполняет свои обязанности, а делает больше, чем от него требуется, потому что «горит» этим проектом. Отлично, если у вас именно такая команда, но надо учитывать, что не в каждом коллективе возможно повысить вовлеченность. Во-первых, это зависит от сферы деятельности. Во вторых, не надо требовать этого от каждого сотрудника, ведь не все обладают внутренним ресурсом отдаваться работе на все 100%. Но к большинству сотрудников все-таки можно подобрать ключик: и здесь мы подходим к вопросу мотивации.

Как лидеру мотивировать себя и своих подчиненных?

Каждый опытный руководитель в курсе, что мотивированный сотрудник делает свою работу лучше. Но бывает и так, что сотрудник получает хорошую зарплату без задержек, работает в офисе, где для него созданы все удобства, но все равно ленится. Тут уже руководители недоумевают: чего еще ему не хватает?

Если брать статистику, то, действительно, для 70-80% сотрудников главной мотивацией будут финансы. Но сотрудники — люди разные, и мотивации у них будут отличаться. Для кого-то достаточно получить ставку за проделанную работу, и он всем доволен, а для кого-то немалую роль играет ощущение своей важности, поэтому он ждет признания и похвалы. А есть такие ребята, которым важно ощущать себя частью команды, они получают удовольствие от того, что приходят на работу и общаются с коллегами. Также для коллектива важна поддержка со стороны руководителя. Если вы с командой работаете на удаленке, то как руководитель должны проводить совещания раз в пару дней, делать Zoom-конференции, интересоваться, какие задачи сейчас выполняют сотрудники, возможно, кому-то следует поставить нестандартную задачу для поддержания тонуса. И вовсе не обязательно обсуждать лишь производственные вопросы: можно просто узнать, как у кого дела, ведь общение само по себе тоже очень важно.

Не забывайте о том, что мотивация нужна всем, а значит, и руководителю. Мотивируйте себя с самого начала рабочего дня: делайте зарядку, составляйте планы на ближайшую и дальнюю перспективы, например, подумайте, как увеличить прибыль во время кризиса, или каким проектом в непривычной для себя сфере можно заняться. Займитесь чем-то новым, например, изучением иностранного языка — таким образом вы не только приобретете еще один полезный навык, но и покажете хороший личный пример команде.

Сильный руководитель в первую очередь берет на себя ответственность. Без этого бизнес не построишь и во время кризиса его не удержишь. Поэтому для руководителя это — важное качество.
декоративная линия

Сейчас, когда работа возвращается в привычное русло, важно провести общее собрание, чтобы оценить, насколько изменились цели и планы, а какие процессы стагнировали. Причем не только в масштабе предприятия, а и у каждого отдельного сотрудника. Каждый член команды должен понимать свою нынешнюю роль в сложившейся картине мира.

Помните, что кризис — это не приговор для бизнеса и коллектива, а возможность переосмыслить текущее положение дел и понять, куда двигаться дальше.

Фото: из личного архива героев, Unsplash.com, freepik.com