Мишки ТЕДДИ: из детских игр во взрослые коллекции
Ирина Трушковская — художник по мишкам Тедди, основательница сайта для коллекционеров медведей и их друзей Tedsby
В начале ХХ века практически одновременно в США и Германии появились игрушки, которые заняли особое место в сердцах детей и взрослых, стали героями романов и кинофильмов, а также ценными экземплярами в частных коллекциях. Это были плюшевые медведи с наполнением из опилок, которые словно стояли на задних лапах. Их голова и конечности могли вращаться, что давало простор для фантазий и игр, а мягкое и приятное на ощупь туловище было словно создано для объятий. Сегодня среди мастеров авторских игрушек существует отдельное творческое направление «Мишки-тедди и их друзья». За более чем сто лет изменился подход к изготовлению, материалы, более того, «теддиком» может быть кот, жираф, слон, енот, лис и другие звери. Главное, чтобы в работе соблюдалась традиционная технология построения выкройки, соединения деталей и наполнения.
Чтобы узнать, как сегодня складываются взаимоотношения коллекционеров и мастеров, Folga’ обратилась к Ирине Трушковской, одной из первых одесских теддисток. По образованию Ирина — физик, работала программистом и заниматься творчеством никогда не планировала. Но в какой-то момент она начала шить текстильных кукол, а потом сделала для мамы медведя в подарок на Новый год. На тот момент авторские медведи оказались очень востребованными, а создавать их было быстрее и дешевле, чем кукол. Так Ирина начала свой путь теддиста и занимается этим уже 14 лет. За это время ее работы поселились практически во всех странах мира.
Почему люди любят
медведей?
Почему люди любят
медведей?
Плюшевый мишка — это образ из детства. А если мы говорим про авторского коллекционного медведя, то это всегда очень тактильная вещь, которую приятно взять в руки, покрутить, обнять, почувствовать от этого радость. К тому же людям свойственно наделять разумом, характером и сознанием то, что они любят. В отличие от кукол, медведи не выглядят слишком реалистично, поэтому оставляют огромный запас для фантазирования. Однажды женщина написала мне, что благодаря моим мишкам она слезла с антидепрессантов. Говорит: «Беру твоего медведя в руки, и он меня успокаивает». Это меня сильно впечатлило. Я тогда собиралась бросить делать медведей и вернуться к программированию, но тут поняла, что в этом деле, помимо заработка, скрыто что-то еще.
Для меня мишки — это работа; с самой первой выставки я подходила к этому именно так. Когда относишься к этому, как к хобби, то можно позволить себе шить, что хочется. А если хочешь продавать, то нужно анализировать рынок и интересоваться трендами. Более того, нужно понимать, готов ли ты шить то, что популярно. Всегда есть желающие пойти против волны, пробить стену и делать нечто новое и удивительное, что будет пользоваться успехом, но это — исключение.
В нулевых я еще ездила на выставки, но сейчас полностью перешла в онлайн — это намного удобнее. Свой сайт для коллекционеров Tedsby мы запустили в конце августа 3 года назад. Сначала я была не уверена в этой затее, потому что сообщество медведистов очень консервативное и неохотно меняет насиженные площадки. Но на сайт сразу же пошли мастера из Украины, Беларуси и России (мы, в отличие от остальных платформ, предоставляем русскоязычную поддержку), и меньше чем через месяц на сайте уже были продажи.
Есть нюансы, которые невозможно знать, когда только начинаешь этим заниматься. Например, на Гавайи не пропустят посылку, если внутри будет стружка или опилки. Американские и австралийские посылки могут прийти в таком виде, будто по ним слоны прыгали. Еще в Америке и Австралии коллекционеры не очень любят изделия из плюша — опасаются аллергии. Даже имея некоторый опыт, всего знать нельзя, пока с этим не столкнешься. Поэтому мы хотим сделать большой информационный пакет для мастеров. Чтобы люди знали, как безопасно упаковать посылку, правильно перевести тексты с описанием, сделать фотографии и, особенно, вести деловую переписку с коллекционерами. Будучи админом сайта, я вижу, какие ошибки допускают мастера. Коллекционеры в основном относятся к этому с пониманием, ведь они хотят купить медведя, но некоторые моменты в общении все-таки могут быть для них неприятны.
Tedsby изначально был нацелен на то, чтобы выйти за пределы круга коллекционеров и привести людей «со стороны». Дело в том, что коллекционеров не так много: насколько я знаю по нашему сайту и по тем платформам, с которыми раньше работала как мастер, их в мире всего около двух тысяч, а активно и жадно покупают и вовсе не более сотни
Я вижу, как буквально на глазах изменился подход коллекционеров к выбору работ. Они ценят уникальные, цепляющие образы. Если медведь останавливает мир для коллекционера хоть на один миг, то он его покупает. Понятно, что мишка не должен быть кривым, косо сшитым или сделанным из некачественной дешевой ткани. Нормальные крепления, чтобы лапы не болтались и не отрывались, ровные, крепкие и вычесанные швы, из которых не торчит синтепух или опилки — базовые требования остались. Но они отошли на второй план, в то время как образ вырвался на первый.
Покупать авторских медведей для маленьких детей — неправильно, потому что там хватает деталей, которые легко откусить, например, глаза или элементы декора. В сертификатах пишется, что это коллекционная вещь, которая не предназначена для игры. Можно возразить, что у взрослых медведи вызывают ассоциации с детством. Но тогда были другие медведи, из других материалов. И глазки там были не стеклянные, как сейчас, а цельнолитые пуговки.
Сейчас в социальных сетях главная платформа для теддистов — это Facebook. Instagram хорош, чтобы просто показать свои работы. Есть сообщество Bear Collectors Anonymous — костяк коллекционеров, формирующий моду. Его участники постоянно встречаются в реале, обмениваются новостями и рассказывают, у кого какие пополнения в коллекции. Они очень подвержены влиянию друг друга, поэтому любой мастер может «взлететь», если у него покупает работу кто-то из тусовки. Например, читала в сообществе отзыв: «Еще пару месяцев назад я не знала имени автора, а сейчас у меня уже 10-15 ее медведей в коллекции».
Что до украинских коллекционеров, то я знаю нескольких человек в Киеве. Кое-кто из них даже может поехать в Германию или Штаты, если ожидается ценная выставка, и будут придирчиво выбирать себе медведей. Имен одесских коллекционеров у меня на слуху нет, но помню, что когда у нас проводились выставки на Морвокзале, то видела там посетителей, которые покупали с видом людей, разбирающихся в вопросе. Но в целом наших коллекционеров не много: так сложилось, потому что в нашей стране не было традиции мишек Тедди, как в Германии или США. В Советском Союзе были плюшевые мишки, но они все равно воспринимались, как обычные игрушки — за ними не было истории.
В Украине легко покупают люди, которым просто понравилась игрушка, и которые могут себе ее позволить. Мы сейчас проходим этап накопления спонтанных радостных покупок, после которых человек вдруг обнаруживает, что у него дома куча прекрасных несочетающихся между собой вещей. И вот с этого момента он начинает думать, что к чему подходит. Этот этап становления коллекционирования у нас только начался.
Хочу шить медведей! Что для
этого необходимо?
Сколько времени нужно, чтобы создать одного медведя? Это все равно, что спросить: «Как быстро вы варите борщ?». Кто-то готовит его весь день и страдает, как ему тяжело. Кто-то управится за полчаса и удивляется: «Что же вы так напрягаетесь?». У меня была серия тридцатисантиметровых медведей в костюмах — каждый занимал у меня 3-4 полных рабочих дня: в 9 утра я садилась за работу, а в 8 вечера заканчивала, при этом без перерыва на соцсети, сон или чтение.
Невозможно сшить хорошего медведя из плохого материала: ткань будет ползти, тянуться, и при набивке можно получить совершенно непредсказуемый результат. Сшиваешь такого медведя, думаешь: «Ужас какой!» и больше к этому не возвращаешься. Чтобы такого разочарования не было, шейте сразу из дорогой специальной «мишечной» ткани. В мире всего несколько фабрик, которые ее делают, а средняя цена за погонный метр — около 150 евро. А ведь, помимо ткани, есть еще множество необходимых деталей: шплинты, диски, наполнители, глазки... Медведь — это дорого.
Какие навыки мастеру нужны, помимо шитья? Во-первых, это фотография: медведя надо подать так, чтобы его хотелось взять в руки. Во-вторых, необходимо знание английского языка: от этого зависит, на каком сайте вы сможете выставлять свои работы и как наладите общение с коллекционерами. Они — живые люди со своими предпочтениями и настроением, у них есть Facebook-профили, и с ними нужно быть в контакте. В третьих, важно продвигать себя: мастер должен показывать, как происходит творческий процесс, потому что сейчас все хотят видеть историю живого человека, который создает медведей. Американцы называют такие навыки soft-skills — их необходимо прокачивать.
Сейчас авторских игрушек стало очень много: доходит до того, что берешь работу в руки и не понимаешь, кто мастер. В такой ситуации медведей отличает Автор — человек, которого знают. Технологии помогают всех сделать одинаково прекрасными, и поэтому единственное, что остается настоящим, — это искренность и открытость автора
Самое главное для начинающего мастера — оценить время, которое он готов тратить на медведей, потому что заработком это станет не с первой продажи, и даже не с десятой! Порой «Надо шить медведей» звучит точно так же, как «Надо идти в IT-шники». Но ведь для этого ты должен долго и усердно учиться, пройти весь путь от джуниора до сениора, и только потом станешь зарабатывать те деньги, про которые все говорят. То же самое и с медведями. Придется потратить много времени как для того, чтобы научиться делать классных качественных мишек, так и для того, чтобы они стали окупающимся хобби. Также нужно понимать, насколько долго ты готов этим заниматься, потому что в какой-то момент творчество становится ремеслом.
Надо быть готовым ко всем минусам, потому что, когда говоришь «Я делаю мишек Тедди», то многие воспринимают это, словно ты живешь на облачке, питаясь нектаром. Нет: это бессонные ночи перед выставками, вечно исколотые пальцы, это тяжелая монотонная работа, с которой столкнется каждый, кто будет делать медведей. Но все равно — это весело, это творчество, ведь из кусочка ткани ты создаешь что-то приятное — в этот момент чувствуешь огромное вдохновение. Когда медведя покупают, ты в полном восторге: дело даже не в деньгах, а в том, что тебя оценили, твоя работа нужна. Ты не просто перекладываешь бумаги в офисе, ты созидаешь, ты делаешь мир лучше, и это огромная радость. И к ней тоже надо быть готовым.