
Правовой клуб «PRAVOKATOR»: как справиться с буллингом в школе


Столкновение с жестокостью в детстве может оставить в душе глубокий след на всю последующую жизнь. Именно поэтому 18 декабря 2018 года Верховной Радой Украины был принят закон об административной ответственности за буллинг. Теперь и родителям, и школьникам необходимо четко знать, что это за понятие, какие роли существуют в этом процессе, и какая ответственность предусмотрена для нарушителей. Как говорят юристы: «Хочешь построить справедливое общество — начни с себя».
Согласно Конституции Украины, у каждого из нас есть право на бесплатную правовую помощь. 7 лет назад Министерством юстиции по всей стране были открыты центры правовой помощи. А в 2018 году в 5 городах-миллионниках в системе бесплатной правовой помощи при содействии зарубежных партнеров начали работу правовые клубы «PRAVOKATOR»; один из них — в Одессе.
Правовой клуб «PRAVOKATOR» — первая коммуникационная платформа среди государственных учреждений, созданная в системе бесплатной правовой помощи для профессионального обучения и развития как сотрудников, так и юридического сообщества и других заинтересованных сторон
В начале июня 2019 года была впервые организована открытая лекция по противодействию буллингу для родителей, учителей и всех участников образовательного процесса. Слушателей было вдвое больше, чем изначально зарегистрировалось. Это дает надежду на объединение родителей, юристов и учителей для эффективного противодействия такому явлению. Спикерами стали специалисты в области юриспруденции, психологи и представитель ювенальной полиции.
Каждый из них — с большим багажом успешного практического опыта. А некоторых даже называют «легендами» в своей профессии. Но обо всем по порядку. Фильм «Чучело» режиссера Ролана Быкова можно назвать одним из первых, где поднимается тема психологической травли человека, который хоть в чем-то отличается от своего окружения. Подобная жестокость встречалась во все времена. Однако громко об этом заговорили лишь в последние годы. Итак, что же такое буллинг? Это — одна из разновидностей конфликта, травля, жестокое обращение. Впервые этот термин употребили биологи, когда наблюдали за птицами. Со стороны пернатых это была битва за ресурсы. У людей это, как правило, желание самоутверждения или просто повышенная агрессивность.
В буллинге всегда участвуют 3 стороны:



Категории «агрессор» и «наблюдатель» попадают под административную ответственность. Сам буллер — за свое агрессивное поведение, а наблюдатели — в случае пассивного наблюдения и неинформирования руководителя учебного заведения и органов правопорядка. Интересно, что во всех трех категориях могут оказаться родители, дети и даже преподаватели.
Полиция активно работает с учебными заведениями. Созданы специальные подразделения ювенальной превенции. Их задача — профилактика буллинга.
О причинах возникновения и правовых последствиях буллинга участникам открытой лекции рассказала доктор юридических наук, медиатор, заведующая кафедрой Теории и истории государства и права Международного гуманитарного университета, соавтор первого в Украине учебника по ювенальной юстиции Наталья Крестовская. По ее мнению, совсем искоренить такое явление не удастся, однако минимизировать вполне возможно.

Наталья Николаевна, закон об ответственности за буллинг поможет в решении этого больного вопроса?
Он поможет только в случае комплексного подхода. Одним наказанием мы ничего не добьемся. Должна быть профилактика, разъяснение «правил игры» в современном обществе, эффективное взаимодействие родителей и учителей, и только в последнюю очередь — наказание в случае нарушения.
Важно с самого детства показывать ребенку, что он уже гражданин своей страны. Все его права мы уважаем, защищаем, но и он должен уважительно относиться к правам и свободам других граждан. Уважение к маленькой жизни с самого начала позволяет воспитать полноценного члена общества. Тогда во взрослой жизни ему не захочется самоутверждаться за счет коллег. Кстати, травля на работе имеет другое название — моббинг.

Когда правильно начинать профилактику проявления подобной жестокости?
Можно начинать хоть с 5 лет. Главное — ненавязчиво объяснять, что правильно в общении с себе подобными, а что нет. Необходимо следить за своей речью, это первое правило, ведь все начинается со слов. В школах Ирландии, например, вообще запрещен язык вражды. То есть разобщение по какому-либо признаку (этническому, религиозному, социальному).
Родители должны избавиться от привычки обобщать, вешать ярлыки. Например, «Ты всегда так делаешь» или «Ты вообще такой». Вместо этого следует сказать: «Ты получил двойку — это плохо, но ты можешь завтра все изменить». То есть плох не он, а тот результат, которого он достиг. Так дети будут уважать себя с самого начала. А это — основа. Ведь мишенью для буллинга становятся именно дети с заниженной самооценкой. А потенциальные агрессоры — дети, которые не умеют иначе общаться, которые вокруг себя ничего, кроме вражды и насилия не видели. Известны случаи, когда после одного разговора с хорошим педагогом даже несовершеннолетние преступники находили в себе силы пересмотреть свои взгляды на жизнь. Уже потом, став успешными и добропорядочными бизнесменами, они вспоминали именно об этом разговоре как о переломном моменте в их судьбе.
Таким образом, если полностью искоренить проблему буллинга невозможно, то путем постоянного утверждения моральных принципов минимизировать ее вполне реально. И когда все в классе будут знать, что издеваться над одноклассником — дело недостойное и даже наказуемое, то и одобрительно молчать уже никто не станет. А вы же помните, что это явление происходит исключительно с молчаливого согласия наблюдателей. Устранив этот фактор, мы добьемся еще больших результатов.
Буллинг нельзя замалчивать. Обидчик должен понимать, что его поведение наказуемо.
Пример успешного объединения учителей и родителей
Если рассматривать последствия буллинга, то это — не просто слезы и плохое настроение жертвы. Постоянная травля приводит к болезни. Срабатывают психосоматические механизмы. Причем это реальная угроза даже для наблюдателей. Со временем они теряют веру в справедливость, в собственном сознании сливаются с равнодушной толпой. Потеря чувства индивидуальности тоже небезопасна для дальнейшей жизни. Самое главное, что должен помнить учитель, — даже единичный факт нельзя замалчивать. Решить вопрос в самом начале всегда гораздо проще. А вот когда накопится целый багаж обид и унижений, жертва будет очень болезненно переживать снова и снова эти события во время многочисленных бесед с психологами и сотрудниками правоохранительных органов. Юристы пока только разрабатывают систему минимального травмирования потерпевшего во время проведения следственных действий.

Тем не менее есть учебные заведения, где не просто отсутствует буллинг, но и сами дети уже обучены методам его профилактики. Одна из таких школ совсем рядом — в поселке городского типа Нерубайское. Практический психолог и координатор Школьной службы понимания «Злагода» Нерубайского учебно-воспитательного комплекса Татьяна Прокопенко с удовольствием делится с нами своими наработками.


Татьяна, с чего начиналась работа по искоренению буллинга в школе «Злагода» и как удалось достичь таких результатов?
Искоренить полностью вряд ли возможно, я согласна с юристами. Старшеклассники — выпускаются, малыши только приходят в школу. Детьми нужно заниматься постоянно. И здесь важно взаимодействие родителей, учителей и психолога. 2 года назад мы организовали первую в стране Школьную службу понимания и назвали ее «Злагода». 16 наших учеников прошли обучение и стали медиаторами, то есть посредниками в решении конфликтных вопросов.
Как вы общаетесь с воспитанниками школы на эти темы, как моделируете их поведение?
Самое правильное поведение — отсутствие замалчивания любой проблемы. Мы обсуждаем примеры из жизни, смотрим фильмы с моралью, прививаем правильные жизненные ценности. У нас давно поставлена работа с родителями. Мы заботливо контролируем поведение детей на этапе становления личности. Есть такие маркеры, которые должны отслеживать и учителя, и родители. Например, как ребенок относится к животным. При малейших подозрениях на жестокость — обязательная работа в семье и в школе с психологом.
Как дети воспринимают такой контроль, нет ли какого-то отторжения, попыток скрыть часть своей жизни?
Мы хотим построить для наших детей мир без жестокости и страданий. Дети охотно участвуют в построении такого общества. Но только в том случае, если им грамотно объяснить правила коммуникации. У нас есть и элемент контроля, и элемент доверия. В нашей школе введено самоуправление. Представитель каждого класса входит в школьный совет учащихся. Это почетно и ответственно. Дети стремятся выделиться, не унижая одноклассника, а работая над собой. В нашей школе такой микроклимат, в котором хочется развиваться.
Каждый ребенок имеет право на бесплатную правовую помощь. Он может обратиться в любой центр правовой помощи, в полицию, к учителю, к школьному психологу. Его обращение будет зафиксировано и расследовано.

Причинами такого явления, как буллинг, можно назвать низкий уровень безопасности в детском коллективе и негативное влияние медиа. Поэтому специалисты советуют родителям следить за тем, какие медиапродукты потребляет в свободное время ребенок. Руководителям же учебных заведений необходимо организовать безопасную среду для детей: поставить камеры и освещение в скрытых уголках школьного двора, сотрудничать с органами ювенальной превенции в целях профилактики. С нового учебного года это подразделение полиции в определенные дни будет проводить прием прямо на территории школы. По словам Виталия Капуляка, который возглавляет отдел ювенальной превенции Управления превентивной деятельности Главного управления Национальной полиции в Одесской области, наказать обидчика вполне возможно. С начала 2019 года из 9 поданных заявлений о буллинге до суда дошли 8.
Виталий, как сегодня реагируют учащиеся на полицейского в школах?
Мы сейчас очень стараемся завоевать доверие как детей, так и взрослых. Буллинг — это латентное преступление. Когда случится — не всегда известно. Поэтому крайне важно родителям, педагогам, психологам и нашему ведомству объединить усилия. Необходимо работать с молодым поколением планомерно, заботиться о том, чтобы им было к кому обратиться, если что. А для этого нужно, чтобы нам доверяли. Профилактика всегда эффективнее наказания.
Справедливо ли утверждение, что буллинг — это бедствие мирового масштаба?
Да, это социальное явление есть во всех странах. Согласно недавнему исследованию ЮНИСЕФ, в США и Великобритании жертвами буллинга становились до 30% школьников в возрасте от 11 до 18 лет. До 70% таких конфликтов были сокрыты. В Украине с травлей сталкивались до 67% ребят такого же возраста. Из них 24% — были жертвами. И в 48% случаев проблема была сокрыта.
Я очень надеюсь, что совместными усилиями мы сможем минимизировать эти цифры в нашем регионе, тем более, что у нас есть положительный опыт объединения юристов, педагогов и родителей во имя благополучия молодежи. Поднять заниженную самооценку ребенка возможно. Это работа родителей. А вот помочь в этом могут психологи.

Доступная правовая помощь и квалифицированные юристы

Открытая лекция для учителей, родителей и всех участников образовательного процесса «Противодействие буллингу в школьной среде» — это только часть огромной работы, которую проводят сотрудники правового клуба «PRAVOKATOR». Здесь проходят тренинги для юристов, адвокатов, судей, прокуроров, полицейских и других представителей юридической профессии. В данной системе все взаимосвязано, поэтому повышение квалификации лишь одного-двух звеньев цепи ничего не изменит. Качественный шаг в сторону справедливого государства можно сделать, только объединив усилия, считает руководитель правового клуба «PRAVOKATOR»-Одесса, консультант проекта «Противодействие буллингу в школьной среде» Ирина Бондаренко.
Основную концепцию деятельности клуба подчеркивает и само название «PRAVOKATOR» — положительная провокация профессионально расти, учиться, внедрять и инициировать применение новых механизмов в области права, налаживать диалог и коммуникацию. Помимо обучения, с целью внедрения новых практик правовой клуб реализует различные проекты, один из которых направлен на противодействие буллингу в школьной среде.

«На сегодняшний день Украина занимает 4 место среди европейских стран по уровню буллинга в школьной среде. Учитывая такую статистику, мы задались целью минимизировать проявление насилия и агрессии среди детей школьного возраста. С февраля 2019 года в рамках проекта «Противодействие буллингу в школьной среде» группа экспертов работает над созданием просветительского материала, который будет сочетать как теоретическую часть по противодействию буллингу, так и практические методы идентификации и предупреждения такого явления. Перед началом следующего учебного года в рамках реализации проекта участники образовательного процесса Одесского региона пройдут обучающий тренинг по развитию навыков противодействия буллингу в школьной среде. Это стало возможным благодаря поддержке проекта «Доступная и качественная правовая помощь в Украине», — говорит руководитель проекта «Противодействие буллингу в школьной среде» Владимир Кондур.
Таким образом, мы видим, что своевременное обсуждение самых острых тем и консолидированная работа над ними позволяют участникам моделировать актуальные способы их решения. Правовая грамотность и поиск новых путей разрешения правовых вопросов — одно из перспективных направлений работы. И, судя по успеху, который имела открытая лекция «Противодействие буллингу в школьной среде», теперь гостями правового клуба в Одессе все чаще будут не только специалисты в области юриспруденции, но и представители других профессий. И такой спрос на правовую грамотность не может не радовать.
Хочешь построить справедливое общество — начни с себя.
