Ньюборн
— самый умилительный жанр фотосъемки

Ньюборн — самый умилительный жанр фотосъемки. Его проводят в период новорожденности, а именно до 28-го дня жизни. Почему он выделился в отдельный вид детской фотографии? Дело в том, что съемочный процесс имеет ряд нюансов. Даже самый успешный фотограф не может в нем работать без специального обучения. Это связано и с освещением, и с техникой безопасности, и с температурой в помещении, и даже с выбором реквизита. Сегодня в мире проходит множество мастер-классов, ведь спрос на такие фотосессии постоянно растет. Очень важно поймать этот удивительный момент, предварительно создав ему соответствующий антураж. Это не просто снимки, сделанные на память сразу после роддома. Здесь видна каждая мелочь: пушок на щечках, складочки на ладошках… Ведь каждая мама знает, что скоро малыш будет выглядеть совсем по-другому.


малыш и морковка

И не стоит бояться потревожить новорожденных, которые в это время преимущественно спят. Если на площадке работают опытные фотограф и ассистент, то фотосессия проходит для ребенка незаметно. Ну и, конечно, те позы, в которых лежит «фотомодель», будут ими тщательно выверены и абсолютно анатомичны. Ведь мышцы еще очень пластичны. Еще один немаловажный пункт — правильный выбор времени. Малыш очень чутко чувствует настроение родителей и всего ближайшего окружения. Поэтому после волнений или перед важными событиями съемку лучше не проводить. Какие еще есть правила работы в этом жанре, и почему далеко не каждый специалист может справиться с этой ответственной задачей, нам рассказали популярные в Украине мастера — Юрий и Юлия Черногор.

Когда-то они, как и многие из нас, просто наслаждались красотой открыток знаменитой австралийки Анне Геддес. Юрий увлеченно фотографировал своим новым профессиональным фотоаппаратом с двумя объективами, но пока еще как любитель. Совсем скоро у них с Юлией родилась дочь, и процесс детской и семейной фотографии всецело поглотил молодых родителей. Потом к ним стали обращаться со своими малышами друзья и друзья друзей. Так дипломированный юрист и экономист Юрий навсегда изменил сферу своей деятельности, а жена Юлия, с дипломом экономического вуза, стала умело ассистировать ему на съемках. Они выкладывали свои работы в социальных сетях и вскоре обзавелись многочисленными клиентами. Но это еще не было съемкой в жанре ньюборн.

Ответственный момент первой съемки в жизни

Работа с малышами помогла осознать специфику этого творчества и то, в каком направлении им хотелось бы развиваться.

ньюборн в кукольной ванной

Юрий прошел ряд мастер-классов в Украине, в том числе и у зарубежных специалистов. Юлия тоже быстро освоила искусство ассистирования на площадке. Они с мужем с головой окунулись в новое направление — экспериментировали с позировками, реквизитом, освещением. Мастерство росло день ото дня. Однако потока клиентов для съемки именно в жанре ньюборн все не было. Причина стала понятна немного позже, когда в выложенных в профиле фотографиях рабочего процесса заметили Юлию, которая выступала в роли ассистента и случайно попала в кадр. На нее и отреагировали клиенты. Как потом объяснил один из них, в профессиональном профиле Юрия было написано: «фотограф новорожденных», но никто не знал, что ему помогала Юлия. Так что как только люди узнали, что на площадке есть и заботливые женские руки, спрос на работу семьи Черногор стал расти в геометрической прогрессии. Сегодня Юлия и Юрий настолько востребованы, что даже не всегда получается поработать со всеми желающими. В международных конкурсах они неизменно лидируют сразу в нескольких номинациях.

В их плотном графике съемок мы все же нашли небольшое окошко и узнали обо всех нюансах работы в непростом жанре ньюборн.

Юрий Черногор, фотограф новорожденных

Я бы сказал, что этот вид художественной съемки стоит особняком. Даже те фотографы, которые уже давно в профессии, все равно вынуждены учиться, чтобы его освоить. Общение и обращение с малышом, выбор точки съемки и сюжета — все отличается от других жанров. В сложных позировках мы с женой страхуем друг друга. Дальше чем на расстояние 30 см, или вытянутой руки, мы от ребенка не отходим.

Что касается аксессуаров — бывает так, что у родителей какие-то игрушки передаются из поколения в поколение. Например, мы фотографировали мальчика, у которого машинки еще дедушкины. Обязательно заранее спрашиваем про хобби, увлечения, профессию родителей. У нас были летчики, моряки, боксеры, программисты, мотоциклисты. Мы обсуждаем с заказчиком цветовую гамму, примеры поз. Была съемка ребенка, у которого мама визажист. Поэтому девочка лежала с кисточками и профессиональным сундучком, в котором хранится вся косметика для работы. У нас крайне редко случается повторение реквизита. Разве что по запросу клиента. Например, если мама хочет повторить костюм моряка или что-то похожее, тогда мы это допускаем. Но стараемся, чтобы все было уникальным. А иногда просто делаем красивый, не указывающий ни на какие темы кадр.

Юрий Черногор: «Это не про хлопоты, а про чувства, эмоции и счастье быть родителями»

модель жанра ньюборн

Теперь все чаще бывает, что родители записали на фотосессию первенца, потом через год-полтора — второго, третьего, а бывает, что и четвертого малыша: и всех этих детей мы фотографируем. Создаются очень теплые приятельские отношения, когда мы можем созвониться и поздравить друг друга с какими-то праздниками или памятными датами. Сначала мы вели подсчет работ: до 500 досчитали, а потом перестали. Мы снимали в Одессе и области, в Киеве, были малыши из Тбилиси. Конечно, даже сейчас стараемся не отказывать и уделить время всем желающим. Когда меня спрашивают, как готовиться к фотосессии, я говорю: «Никак!» Наслаждайтесь текущим моментом. Мы подстроимся и поможем запечатлеть этот трогательный период.

Заботливые женские руки — обязательное условие процесса

Юлия участвует и в обсуждении идеи, и в подборе реквизита, и в фотосессии. Она рассказывает, что в большинстве случаев участия родителей на площадке не требуется. Они настолько устают в период новорожденности от новых обязанностей, что иногда даже с удовольствием пользуются свободным временем и занимаются хозяйственными делами. Ведь они уверены, что на этих специалистов можно положиться.

утята и новорожденный

Юлия Черногор, ассистент фотографа новорожденных

У нас с мужем разные функции в команде. Он отвечает за саму съемку, за технику, общение с родителями. А на мне работа с ребенком на площадке: укачивание, вытирание, укладывание в реквизит, переодевание, страховка.

мама с новорожденным

Мы с Юрой как 2 разные руки одного организма. Непосредственно перед началом фотосессии мамочка передает нам ребенка. После этого ее роль в процессе сводится к приготовлению смеси или кормлению, а по желанию и к съемке бэкстейджа. То есть с момента начала съемки ребеночек в моих или Юриных руках, и отдаем мы его только после окончания процесса. То есть мы малыша укачиваем, одеваем в костюмчики или специальную обмотку. Это обычно делаю я. Кстати, весь реквизит и одежда наши. У нас даже для его хранения есть отдельная комната — настолько его много накопилось. Исключением может быть какой-то чепчик, который малышу пошила бабушка. Это как реликвия. Такие детали мы используем с удовольствием. Они связывают фотографии с семьей и становятся частью ее истории.

Юлия Черногор: «Иногда у нас на съемках усыпали и сами родители. Потому что не все могут выдержать тишину, шепот и температуру в помещении 28 градусов»

Признаюсь, что перед тем как у нас стало хорошо получаться, мы прошли непростые уроки. В этом жанре, как выяснилось, особые условия съемки. Все совсем по-иному. Если ты переходишь в него, будучи хорошим успешным свадебщиком, ты не выполнишь правильно работу, пока не усвоишь некоторые тонкости. Это совсем другая вселенная. Ты не просто снимаешь милые фото. Важно знать, как правильно, красиво и, что немаловажно, безопасно положить малыша. Иногда смотришь чужие фото — и понимаешь, что некоторые позировки могут даже причинить вред.

Ребенок — это святое, ты не имеешь права ни ошибиться, ни рискнуть ради кадра.

Я всегда рядом, чтобы в любой момент придержать головку, помочь занять удобное положение в реквизите. Даже маму не совсем правильно просить об этом. Она, во-первых, в это время может немного отдохнуть и заняться другими делами, а во-вторых, она не проходила обучение и не знает, как правильно это сделать. Кроме того, родители отвлекаются на всю эту красоту, поэтому безопаснее, чтобы они просто наблюдали за процессом. Мы все стараемся сделать рационально, все внимание направлено на творческий процесс: ты натянут, как струна, сколько бы часов это ни длилось.

Перед съемкой родителям ничего покупать не нужно. Только личные предметы, связанные с профессией мамы или папы, или семейной историей. Но основные атрибуты, одежда, бантики, повязочки, костюмчики входят в стоимость. То есть с момента начала нашей работы у родителей есть только одно дело: дать еду малышу, когда в этом будет необходимость. Всё! Мы смотрим, как протекает съемка, комфортно ли ребенку. Потому что есть очевидные признаки того, что он голоден. Тогда мы выделяем родителям время, необходимое для кормления. А если мама нам доверяет, она готовит смесь, и мы его кормим. У нас большой опыт в этом.

Юрий и Юлия Черногор супруги Черногор хаски и новорожденный двойняшки в жанре ньюборн фото Newborn на шахматной доске папа с ребенком

Время съемки никогда не ограничивается конкретными рамками, потому что мы подстраиваемся под нашу маленькую модель. Кто-то сразу уснул, кто-то нет.

Есть кадры, которые можно делать, когда малыш еще не спит, а есть такие, для которых сон — обязательное условие. Это связано с тем, что у новорожденных длинный глубокий сон. И чем ребенок младше, тем этот сон глубже, а мышцы пластичнее. Иногда у нас на съемках усыпали и сами родители. Потому что не все могут выдержать тишину, шепот и температуру в помещении 28 градусов. Последнее — требование технологического процесса.

папа с новорожденными и гитарой
отец байкер с малышом

Весь механизм съемки подстроен под биоритмы ребенка. Бывает так, что принимаем спящего грудничка, переодеваем, фотографируем и отдаем его маме — все еще спящим. А бывает и по-другому. Если колики — укачиваем, греем животик, чтобы снять спазм. Съемка может идти 1 час 10 минут или 5 часов. Если долго, значит, кормлений будет несколько. Если было бодрствование, то мы обязательно снимаем его в этом моменте. Мы запечатлеваем то, что красиво смотрится, когда ребеночек не спит. Не ждем, чтобы он уснул. У нас есть возможность снимать в студии, а если нужно — приехать туда, куда просят родители. Все зависит от пожеланий. Для нас удобен любой из этих вариантов.

Есть в этом процессе что-то символичное. Первые недели жизни нового человека в огромном мире — и сразу софиты, вспышки фотокамер. А чтобы этот момент получился действительно уникальным, а не просто милым, Юрий и Юлия всегда стараются после основной программы дополнительно сделать совместные фото малыша с родителями. Что-то спонтанное, наполненное эмоциями, совсем без плана и заученных поз. Просто как бонус, авторский штрих семьи Черногор, неповторимая часть этого волшебного периода. Как говорит Юрий, это не про хлопоты, а про чувства, эмоции и счастье быть родителями.

Фото: из архива героев