Волнообразно действующий локдаун многих из нас заставил задуматься о важности семьи в нашей жизни, о том смысле, что мы сейчас вкладываем в слова «семейный очаг». Как известно, семьи существуют и в животном мире – от полигамных прайдов до устойчивых пар. Животные зачастую показывают нам примеры верности, которая и не снилась 90 % людей. И не удивительно: человек уже давно живет не в поле природы, а в поле культуры. И эта культура нас перелопатила — именно ее приоритеты определяют систему координат, в которой мы живем.

Мы часто даже не представляем себе, насколько наши, казалось бы, самостоятельные взгляды зависят либо от модных течений вообще, либо от мнений, доминирующих в референтной группе – иначе говоря, мода нас гипнотизирует.

обручальные кольца

Изменениям подвергается и брак. Сегодня мы живем в очередном переломном моменте, когда старые ценности, на которых основывался брак, уходят, а новые — только зарождаются. И в этом нет ничего сверхнового: все это когда-то уже бывало. Например, в условно называемом западным обществе несколько десятилетий назад существовали семьи-коммуны. Так в каком же направлении идет эволюция семьи и какие супружеские стили существуют сегодня?

Патриархальный, где очень важна система маскулинности и фемининности (от лат. masculinus — мужской и femina — женщина) — мужественности и женственности. Это привычные нам категории, определенные Фрейдом, который говорил, что основная черта мужчины — активность, а женские методы достижения цели — терпение, пассивное ожидание Пенелопы бесконечно странствующего Одиссея. И там, где люди принимают эти роли, создается вполне счастливая семья.

Но принять этот стиль готовы не все. Мука современной семьи в том и заключается, что домострой ужасен и нелеп, а отказ от гендерных ролей и признание того, что будущее — за унисексом (полной симметричностью в одежде, поведении, запахах, проявлениях гнева и т. д. ), для сексологов, например, означает конец мира. Потому что смысл именно в комплементарности личностей, ведь клонам диалог не нужен.


три девушки фото

Однако, как принято говорить, человек имеет не только право на выбор, но и право на ошибку (что зачастую тождественно). В таком социальном пространстве, как семья, тоже есть место экспериментам. В результате одного из них возник так называемый Годвин-брак, или брак уик-энда (Годвин – английский анархист, утверждавший, что брак — это сделка, где наряду с оговоренными законом обязательствами существует и свобода партнеров жить так, как нравится каждому из них).

ключ и листь фото

Есть «брак вне брака». Это когда мы живем, но завтра мы, может, уже не живем, потому что штампа нет, обязательств, соответственно, тоже. Отцовство в таких союзах — вопрос, который всегда можно оспаривать, причем по инициативе любой из сторон. Отчество у ребенка также может быть любым, оно записывается со слов матери. Здесь в скобках отметим, что даже если мать-одиночка при регистрации указывает подлинное имя отца ребенка, это отнюдь не является признанием отцовства. В связи с чем возникают многочисленные юридические коллизии. Например: со смертью матери отец лишается законного права жить со своими детьми. Единственный выход здесь — усыновление собственного ребенка. Но поскольку формально он — чужой дядя и звать его никак, то его право на усыновление не является преимущественным.

Еще одна форма — детоцентристский брак: к детям нужно относиться хорошо, потому что именно они впоследствии будут выбирать тот дом престарелых, куда нас определят, и потому все жизненные интересы родителей приносятся в виде жертвы на алтарь идола-ребенка.

И даже восточный мир уже движется по пути семейных реформ: здесь сказывается в том числе и европейское образование.

Когда-то браки были династическими или союзы создавались на основе договоренностей родителей, выкупов, калымов и так далее. Возможность индивидуального выбора всерьез начала рассматриваться лишь в эпоху Возрождения. Затем перемены стали более энергичными, некоторые были настолько радикальны, что вполне подпадали под понятие «сексуальная революция», лозунгом одной из которых стало «брак себя исчерпал», поскольку семья — дрянь, лицемерие, измены и прочее.

В Америке, например, в 70—80-х годах появились попытки создания «коммунных браков». Логика проста до примитивизма: «человек будет более счастлив, имея разнообразие». Однако, как известно, важнейшим критерием всякой теории является практика. А что мы видим на практике? Да, молодые люди добились признания законом своего права жить стадами, скажем, 10 мужчин и 10 женщин. Но ни один такой союз больше года не просуществовал: все равно возникали парочки, и почему-то у мужа № 8 сводило челюсти от того, что к жене № 5 пошел муж № 4…

Интересно, что большинство членов этих сообществ впоследствии, наигравшись, вернулись в старую систему координат, и сегодня это люди в дорогих костюмах, с хорошим образованием и положением в обществе.


Обручальное кольцо в руках фото

Брак — вечен, но сейчас мы переходим от старых ценностей к новым

С теологической точки зрения, Бог сотворил человека как семью. Кстати, известно, что церковь не осуществляет обряд бракосочетания над парами, не состоящими в зарегистрированном браке. Почему? С этим вопросом мы обратились к двум женщинам — настоятельнице Одесского Свято-Архангело-Михайловского монастыря Игуменье Серафиме (Шевчик) и супруге раввина Юга Украины рэббе Авроома Вольфа ребецн Хае Вольф.

Матушка Серафима: Для церкви есть безусловный приоритет, от которого все строится как по горизонтали, так и по вертикали, это — семья. И для священника свидетельство о браке — это свидетельство о наличии семьи как таковой. А если люди не состоят в зарегистрированном браке, то как священник может проверить степень серьезности их отношений? Вдруг это мимолетное, преходящее увлечение? А ведь венчание — таинство, которое соединяет людей нерушимыми узами, не зря говорят, что браки совершаются на небесах. Люди перед Престолом Всевышнего приносят клятвы взаимной верности, и церковь относится к этому очень серьезно.

Как ни странно, при заключении брака чувственная любовь играет не самую главную роль. Главное, повторюсь — семья; если брак законный, то муж несет ответственность перед женой, а жена — перед мужем, вместе они несут ответственность перед будущими детьми. Ведь с точки зрения церкви, семья — источник деторождения и создания будущих поколений. Дети должны рождаться в семье и иметь двух родителей. Дети не должны появляться на свет спонтанно, в результате случайных связей. А вы оглянитесь: сколько у нас детей-отказников, сирот при живых родителях! При всех житейских драмах больше всего страдает ребенок. Права детей должны быть защищены! Точка. Если есть семья, то родители несут ответственность перед законом за состояние своей семьи. Они могут получать материнский капитал и так далее. Если дети рождены вне семьи, в результате мимолетного союза мужчины и женщины, то вероятность рисков возрастает многократно.


Немного статистики. На стыке ХХ и ХХI столетий количество детей, рожденных вне брака, по сравнению с 60-ми годами возросло в 30 раз. Это говорит о том, что ценность отца, как и сам факт его наличия, ставится под сомнение. И даже такое понятие, как отчество, скажем, в Исландии уже начинает размываться. Сегодня с браками происходит то, что можно назвать «смена ценностей».

Ребецн Хая Вольф: Мужчина и женщина могут жить вместе только после хупы - церемонии бракосочетания в синагоге.

Бог создал людей в виде мужчин и женщин, которые будучи разными, соединяются, создают семью и дают жизнь следующим поколениям. Чтобы мы могли участвовать в этом процессе, как того хочет от нас Творец, – а он этого хочет, ведь создав людей он сказал им: «Плодитесь и размножайтесь», – к вступлению брак нужно готовиться очень серьезно. Потому что когда люди ответственно подходят к этому важному в их жизни вопросу, тогда происходит меньше разводов, меньше семейных трагедий.

И конечно, брак должен заключаться на основе любви. Но что такое «любовь»? Например, мы говорим: «Я люблю рыбу». Это не любовь. Если б мы любили рыбу, мы б ее не ели. Так и с людьми: он красивый, мне рядом с ним хорошо — значит, я его люблю. А если с ним, не дай Бог, случится несчастье и он уже не такой красивый? Теперь я его не люблю? Но тогда выходит, что я люблю не его, а себя.

Так что же тогда «любовь»? Любовь — это когда мы вместе видим одну и ту же цель, хотим создать что-то хорошее в этом мире, заботимся о человеке, желаем ему блага, помогаем друг другу и дополняем друг друга.

пара на экране телефона

Иногда мы слышим: «Разве нельзя любить друг друга, живя в незарегистрированном браке?»

Это хороший вопрос! Тогда можно спросить – зачем тебе вообще брак? Зачем тебе муж? Зачем вообще нужна семья? Понимание, для чего нужна семья — это вопрос, который мы должны решить для себя. Потому что мы создаем семью не для того, чтоб платить потом алименты, делить квартиру и прочее. Мужчина и женщина, каждый из них по отдельности что-то может, но вместе они могут гораздо больше и лучше. Мужчина мыслит так, женщина — иначе, но когда они принимают совместное решение — это словно ум и сердце объединяются. И не только ум и сердце. Еврейская традиция говорит, что мужчина и женщина представляют собой половинки одной души и только под хупой, получив благословение Бога, эти половинки душ объединяются в единую «семейную» душу.

Семья — это основа общества. Бог создал нас разными, не лучше-хуже, просто другими. И если мы хорошо устроим свою семью, научим детей строить хорошие семьи — общество будет становиться лучше.

Совершается ли в синагоге хупа для незарегистрированных пар?

В тех странах, где акты бракосочетания совершаются в религиозных организациях, такое возможно. Там же, где браки регистрируют государственные органы, должны соблюдаться и церковные, и государственные правила. Все должно быть по закону страны, в которой живем.


А вот мнения светских экспертов

Алена Артеменко, врач-психиатр высшей категории, заведующая организационно-методическим консультативным отделом (ОМКО) и социально-правовой службой областного психоневрологического диспансера, председатель Совета многодетных матерей Одессы. В 2012 году Алена была удостоена звания «Женщина года» в номинации «Материнство».

муж и жена с ребенком фото

Как врач-психиатр я могу сказать, что до тех пор, пока родители живут вместе, в мире и согласии, дети могут и не знать, что они незаконнорожденные. Приходилось наблюдать даже многодетные семьи, где женщина имеет статус матери-одиночки. При регистрации ребенка имя отца указывается со слов матери. Да, она получает при этом материальную выгоду — дополнительное пособие от государства, но мы сталкиваемся с другой проблемой. Ведь говорят же, что в гражданском браке женщина — замужем, а мужчина свободен. Так вот, в случае «развода» или смерти мужа женщина остается одна со своими детьми и своими проблемами: ни алиментов, ни пенсии по утере кормильца ей не видать. Вот тогда уже начинают страдать дети, потому что они социально не защищены.

Когда мужчина склоняет женщину к такому сожительству, это — манипуляция: он говорит, что пока не готов узаконить отношения, а она соглашается, чтобы не потерять мужчину. Или — не соглашается, в зависимости от психотипа. Мое личное мнение — это хорошая декорация для родителей, чтоб не пилили, почему ты не замужем; для соседей — чтоб не показывали пальцем; для друзей, чтоб не ходить в гости или в театр одной. Я стою на той позиции, что брак должен быть официальным, потому что так называемый гражданский брак — это сожительство без обязательств.

Сегодня популярно движение «чайлдфри» — то есть и в браке люди могут жить, имея лишь одного ребенка или вообще не имея детей. И есть «гражданские» семьи, в которых растут по 3—5 детей, и не всегда у них разные отцы — все очень индивидуально. Быть ли матерью — это искренний выбор женщины и мужчины, который находится рядом с ней. А вот когда у ребенка есть проблемы по медицинскому профилю, особенно по нашему, психиатрическому, то в 80 % случаев папа раньше или позже сходит с дистанции, ребенок остается с матерью.

Леонид Валентинович Максименко, врач, психолог-консультант, психотерапевт, педагог, доктор PhD по психологии и реабилитологии.

Как я отношусь к гражданским бракам? Совершенно спокойно. Каждый вправе выбирать то, что ему подходит. Сегодня становится очень модным выбирать разные формы брака, которых раньше и не было, вплоть до так называемого «свободного брака», давать оценку которому я не буду. Я живу в браке с одной женщиной 37 лет. А все остальные — как хотите, так живите, я врач, и моя работа подразумевает некритичное отношение к пациентам. Вопрос: что вы получаете от таких отношений?

Я знаю одно: если для женщины официальный брак точно имеет значение, ей важен ее социальный статус, то для мужчины это не так значимо, но когда есть социальный брак — мужчина ведет себя более ответственно. Существует статистическая таблица 2000 года, которая показывает, что женатых мужчин у нас в стране на 15 % больше, чем замужних женщин — и это не шутка.

Есть разные мужчины и разные женщины. Сегодня уже на стадии знакомства люди обычно откровенно декларируют, каких отношений они ищут. В принципе, современному человеку проще жить самому. У меня уже лет 10 назад были аналитические статьи о том, что в Америке более 1 % мужчин не хотят создавать семью. В США существует категория высокообразованных работников, которые хорошо зарабатывают, и они говорят: «Зачем мне жить в 4 раза хуже?» Потому что если будут жена и ребенок — его материальное состояние ухудшится.

свадебное фото

Небольшой итог

Прогноз экспертов парадоксальный: разводов будет все больше, но брак останется незыблемым. Стиль семьи, который сегодня признается специалистами самым перспективным, — супружеские или партнерские семьи, где речь идет о двух признаваемых друг другом личностях, которые решают конфликтные ситуации путем договоренностей, с симметричными правами, и где уважение превыше любви.

P. S. Мнение редакции может не совпадать с мнениями спикеров. А какую форму брака выберете вы — решать только вам.

Фото: freepik.com, unsplash.com