Сергей Оробей управляет самолетом фото

Многие из тех, кто хоть раз летал в кабине пилота, потом уже с трудом переносят долгое пребывание на земле. Как показывает практика,такая страсть всегда подталкивает человека на определенные «подвиги» ради того, чтобы вновь подняться выше облаков. В Одессе есть пространство, где люди, увлеченные этой темой, говорят на одном языке, помогают новичкам освоиться в воздушной среде и достигают немыслимых ранее целей. Они выполняют в воздухе потрясающие воображение трюки и смотрят на систему пространства-времени особенным образом. Махнуть за один день на другой конец страны, провести там рабочую встречу или выходной и вернуться в Одессу еще до заката — для них обычное дело.

На спортивном аэродроме «Гидропорт» не прекращается движение до поздней ночи. Здесь каждую свободную минуту проводят любители малой авиации и самолетного спорта. Ведь пока только здесь собраны различные типы самолетов – от легких прогулочных до спортивных, класса Як-52 и Су-31. Для того чтобы узнать о том, как приобрести такой самолет, как научиться летать и даже как участвовать в международных соревнованиях, мы и приехали именно в эту, культовую для многих, точку.

Некоторые модели самолетов могут летать даже в темное время суток. Кроме того, в малой авиации нет понятия «сезонность».

Сергей Оробей пришел сюда 20 лет назад. На обычный пикник. Однако впечатления от головокружительных упражнений в воздухе в исполнении мастера спорта международного класса Валерия Наливайко были настолько яркими, что это изменило дальнейший ход его личной истории.

Сергей Оробей в кабине самолета фото
Фото: Folga'

Сергей, какими были ваши первые шаги к реализации мечты о малой авиации?

Сначала я просто приходил, потом стал помогать мыть самолеты. Валерий меня сначала просто катал, потом показывал, как и что здесь устроено. Я следил за его спортивными достижениями. И в 2003 году, после обучения, получил PPL — летную лицензию частного пилота.

Сейчас у вас уже есть свои самолеты в ангаре. Это все еще увлечение или уже бизнес?

Для меня, как и для всех, кого вы тут видите, это  хобби. К сожалению, в нашей стране не поддерживают ни малую, ни спортивную авиацию. Но мы настолько увлечены этим, что преодолеваем все препятствия на одном энтузиазме. В Европе, а тем более в США, с этим все гораздо проще. Есть площадки, клубы, можно взять самолет напрокат, есть соответствующая инфраструктура, законодательная база.

С. Оробей перед ангаром фото

Как приобрести самолет такого класса?

Самолеты этого класса продают и покупают, как и обычные автомобили. Есть специальные сайты. Например, у меня американского и украинского производства. Кстати, украинские крылатые машины Аэропракт А-22 востребованы по всему миру. Они простые, достаточно комфортные и надежные.

После покупки где можно хранить и обслуживать самолет?

Пока только на спортивном аэродроме «Гидропорт». Это единственная площадка на Юге Украины, где такие самолеты могут получать необходимый сервис и храниться. Здесь же и заправка. После покупки владелец должен зарегистрировать самолет и получить на него сертификат летной годности.

пилот перед вылетом фото

Как можно научиться управлять самолетом и получить PPL?

Мы устраиваем для наших гостей демо-полеты. Рассказываем, что, помимо эстетического наслаждения, определенной доли романтики, у каждого пилота есть и обязанности. Тогда уже человек сам решает, нужно ему это или нет. Ведь это дорогое развлечение. Обучение для получения лицензии частного пилота занимает 42 часа. При средней стоимости порядка 5000 гривен за летный час… Считайте сами.

Оправданы ли такие расходы?

Если хотя бы раз попробуете управлять самолетом, то вас уже всегда будет тянуть в небо. Это очень сильно меняет жизнь. Даже если потом и не станете летчиком. Я могу разделить наших гостей на 3 категории:

  • просто мечтатели;
  • энтузиасты, которые добьются своего и станут пилотами;
  • люди, которые, поднимаясь в небо, побеждают свои самые сильные фобии.

Последняя категория не нуждается в обучении, в покупке авиамашины. Они приходят сюда за терапией. И она как, как правило, очень эффективна.

Валерий Наливайко на крыле самолета фото пилот малой авиации фото Валерий Наливайко готовится к взлету фото пилот готовится к взлету фото Одесский залив фото Одесса с высоты птичьего полета фото
Фото: Folga’
Андрей Радченко управляет самолетом фото
Фото: из личного архива героя

Как меняется жизнь того, кто не испугался трудностей и расходов?

Очень сильно меняется. Вы начинаете совсем по-другому смотреть на расстояния, появляются новые возможности для бизнеса. Дорога, которая занимала ранее почти 3 часа, теперь будет занимать 25 минут. Вы сможете в любое время отправиться в любую точку Украины. А соблюдая определенные формальности,  и в любую точку мира. Конечно, с дозаправками и стоянками. Посадку сможете совершить на любом поле, на автомобильной дороге.

Насколько развита и популярна в нашей стране малая авиация?

Сегодня это «осколки» ДОСААФа еще советских времен. Пока на национальном уровне нет ни законодательной базы, ни финансовой поддержки. Именно поэтому, если у вас есть сертификат, но нет своего самолета, это большая проблема. В Европе и США есть специальные клубы, где обладатель PPL может время от времени арендовать авиамашины. Тем временем у нас нет ни современной инфраструктуры, ни аэродромов. Но есть большое желание не дать всему этому пропасть. Поддерживаем своими силами, насколько получается. Раньше приобщиться к авиации мог любой школьник через ту же систему ДОСААФ или кружки авиамоделирования. Сегодня система взращивания молодых кадров, к сожалению, не работает. Поэтому тот, кому действительно интересна эта тема, вынужден сам пробиваться, искать возможности. Иногда молодые люди приходят к нам, некоторые остаются.

Перед тем, как отправиться в международный полет, необходимо получить допуск на ведение радиосвязи на английском языке.

Именно по причине отсутствия доступных клубных самолетов бизнесмен Андрей Радченко стал совсем недавно владельцем американского Cessna A150 Aerobat. Он всегда мечтал быть коммерческим пилотом. Мечта сбылась, но с небольшими жизненными и временными корректировками. В 2012 году он получил лицензию частного пилота, а теперь купил и воздушное судно.

Андрей Радченко перед вылетом фото
Фото: из личного архива героя

Андрей, что помешало стать коммерческим пилотом и управлять пассажирскими самолетами?

Помешал распад СССР. Пришлось на некоторое время забыть о полетах, получить другую профессию. Уже 13 лет я живу в Китае. В Украину приезжаю на отдых, навестить родителей.

Как теперь проходят ваши выходные?

Теперь я все выходные провожу здесь. Пока летаю только над Одессой. На маевку планирую отправиться в Киев, Днепр, а возможно, и в Польшу. Когда стану себя увереннее чувствовать, смогу летать по всему миру. Конечно, для этого понадобится составить флайплан — продумать места посадок, стоянок и дозаправок.

Поддерживают ли ваше увлечение в семье?

Жена на 100% поддерживает. Мы можем своим ходом полететь в гости к дочери в Европу, навещать в любое время родителей, проводить отпуск и бизнес-встречи в любой точке. Не зависеть от качества дорог, наличия билетов. И все с многократной экономией времени.

Сегодня подготовкой летчиков для Вооруженных сил Украины занимается Харьковский национальный университет воздушных сил, а будущие кадры гражданской авиации получают образование в Летной академии Национального авиационного университета в Кропивницком.

Помимо малой авиации, именно здесь, на спортивном аэродроме «Гидропорт», проводят тренировочные полеты спортсмены, составляющие костяк сборной Украины по самолетному спорту. Даже при том, что в Национальной Федерации тоже все держится на одном энтузиазме, наша команда уже на протяжении 7 лет уверенно удерживается в пятерке сильнейших команд мира. Мастер спорта международного класса, а ныне и президент Федерации самолетного спорта Украины Валерий Наливайко своей преданностью авиации заразил, без преувеличения, всех, кто здесь тренируется.

Валерий, какие страны сейчас вы считаете сильными противниками на соревнованиях?

В последнее время стали стремительно развиваться команды Румынии, Польши, Чехии. Например, в Румынии очень сильное лобби в правительстве по самолетному, парашютному и планерному спорту. Чехия сильна своей малой авиацией. Во Франции всегда были хорошие позиции у самолетного спорта. Там у авиации поддержка на уровне национальной программы.

президент Федерации самолетного спорта Украины фото
Фото: Folga'

Кто сегодня входит в сборную Украины?

Наша команда начала выступать более-менее регулярно на международных соревнованиях с 2010 года. Сейчас в нее входят пилоты из Харькова, Киева и Одессы. Всего 7 спортсменов, из которых трое — одесситы. Это очень крепкая, дружная семья. Со времени обретения нашей страной независимости в этом виде спорта возник определенный «провал». Скорее всего, он продолжался бы и до настоящего времени. Но, осознав, что государство в этом вопросе не помощник, спортсмены-авиаторы взяли инициативу в свои руки. К счастью, в Федерацию самолетного спорта Украины стали приходить люди, которые были успешны в бизнесе и могли себе позволить покупку спортивного самолета. А с 2009 года эта организация полностью отделилась от ТСОУ (общество содействия обороне Украины, правопреемник ДОСААФ) и сегодня успешно представляет Украину на международных соревнованиях. В чемпионатах мира и Европы мы всегда занимали призовые места.

Кто сегодня финансирует участие в соревнованиях, расходы на подготовку машин, тренировки?

Все это спонсорские деньги. Расходы очень большие. Например, взнос для участия в соревнованиях от 1700 евро за каждого участника. Нам нужны новые самолеты. Одна машина стоит не менее 350 000 долларов. Крайне важно уже сейчас, пока все чемпионы в строю, готовить новых спортсменов. Ведь у нас хорошая база, опыт, мы хотим передать это молодым. Мы проводим демо-полеты. И если талантливый молодой человек проявляет рвение, хватку, не боится расходов, то проводим ознакомительные полеты. А далее, если он настроен серьезно, получает PPL, ищет возможность покупки или аренды самолета для тренировок, оплачивает участие в соревнованиях. Например, сейчас у нас в сборной тренируется очень талантливый и перспективный Тимур Фаткуллин. Я уверен, что его ждет большое спортивное будущее.

Каким образом на мировых соревнованиях складываются отношения между командами и судьями из разных стран?

В судействе политика присутствует всегда. Мы прекрасно знаем, какие судьи нам стараются занизить результат. Это касается не только нашей команды. Это общее явление. А вот летчики — это крепкая большая международная семья. Тебе всегда помогут. Несмотря на политические процессы и даже войны, эти отношения с каждым годом становятся только крепче.

Как проходят соревнования по самолетному спорту?

По программе нужно выполнить 4 упражнения: первое произвольное — это, по сути домашняя заготовка. А остальные — так называемые «темные комплексы». Мы до последнего момента не знаем, какие фигуры и в каком порядке придется выполнять. Наша задача — в кратчайшие сроки составить красивые и гармоничные комплексы, чтобы все это смотрелось, как цельная программа. И не стоит забывать, что в процессе выполнения фигур пилотажа на нас действуют сильнейшие перегрузки — от плюс 10-12 до минус 8-10. Таким образом, на каждой фигуре наш вес изменяется в 9-10 раз в ту или иную сторону. Не каждый организм такое выдержит!

Георгий — талисман сборной Украины по самолетному спорту фото
Георгий - талисман команды

Значит, вы ждете только мужчин в своей команде?

Нет, если женщинам позволяет здоровье и есть интерес к этому виду спорта, то для них этот путь тоже открыт. Даже в нашей сборной до 2013 года была спортсменка-летчица Тамара Долголенко. Сегодня она уже не летает, перешла в судейство.

Валерий, у вас множество наград, вы мастер спорта Украины международного класса, многократный чемпион нашей страны, призер чемпионатов мира и Европы, в 2017 году привезли из Чехии золото. В каких турнирах планируете снова доказать свое первенство?

Мы готовимся к чемпионату Украины, который состоится в сентябре текущего года, и, самое главное, к чемпионату мира 2020 года в Чехии. Мы очень рассчитываем на победу, однако самым лучшим призом для нас станет стройная государственная система подготовки талантливых спортсменов. Это хоть и не олимпийский вид спорта, но красивый, меняющий мировоззрение и приносящий стране международное признание.

Редакция выражает благодарность за помощь в организации интервью Валерии Трифоновой.

Фото: Folga’, личный архив героев и Unsplash.com