Лидия Николаевна Голубенко фото
Профессор, декан факультета романо-германской филологии ОНУ имени И.И.Мечникова
Лидия Голубенко

Как я пережила эпидемию холеры 50 лет назад

Сегодня нам кажется, что мы переживаем какой-то уникальный опыт. Нас страшит та стремительность, с какой изменился привычный ход событий, это вызывает неуверенность в завтрашнем дне, панику. Ведь с экранов телевизоров нам то и дело говорят, что мир уже не будет прежним. Но наша гостья точно знает — после карантина все обязательно будет хорошо. И чем дисциплинированнее мы будем, тем быстрее он закончится. Ровно 50 лет назад она уже переживала обсервацию. Тогда в Одессе свирепствовала холера. Она расскажет нам о том, как благополучно пройти этот трудный и ответственный период, не пропустив в жизни самого важного.

потемкинская лестница фото

Сегодня я вспоминаю о тех событиях с улыбкой. Мы с мужем шутим, что раз в 50 лет нам посылаются особые испытания. Но тогда жителям Одессы, Астрахани и полуострова Крым было не до смеха. В 1970 году в этих регионах СССР началась эпидемия холеры. На основе моих воспоминаний сегодня можно писать методички по правильной организации работы санэпидслужбы. Тогда с этой бедой удалось справиться именно благодаря железной дисциплине, налаженной работе соответствующих ведомств и сознательности граждан.

Это был очень важный для меня год. Я должна была познакомиться с семьей будущего мужа, успеть поехать к своим родителям в Новгород, чтобы поздравить их с серебрянной свадьбой, и благополучно вернуться в Германию для защиты диплома. Я тогда заканчивала обучение на факультете германистики Лейпцигского университета (Германия). Однако с моим приездом в Одессу в августе 1970 года начались невообразимые приключения!

Через неделю-полторы город закрыли. А это было лето, на карантине вместе с одесситами оказались и сотни тысяч отдыхающих. Люди мечтали попасть в обсервацию, потому что это был единственный способ покинуть Одессу. Родители мужа говорили: «Мы должны тебя вывезти из города», но я отказалась. Все продолжали работать, но опустели пляжи, Привоз. Везде пахло хлоркой. В продовольственных магазинах не было ажиотажа. Мы все выучили термин «холерный вибрион». Оказывается, он очень боится кислой среды. Ко всеобщей радости, в качестве профилактики необходимо было выпивать по половине бокала белого вина при каждом приеме пищи. Мы с удовольствием следовали этому предписанию.

Все думали, что холера — это что-то из Средневековья. Однако очень быстро поняли, что дело серьезное
старые фотографии

Наша свадьба состоялась 2 сентября дома. Рестораны, конечно, не работали. Каждый гость после того, как тщательно помыл руки, получал из выварки с кипятком столовые приборы. Мой свекор убедительно просил всех не касаться вымытыми руками своей одежды перед едой. В противном случае требовал повторить все гигиенические процедуры. А потом я отправилась на обсервацию. Все санатории и дома отдыха стали базами для противоэпидемиологических мероприятий. Я, например, жила в доме отдыха «Энергетик». Питание, анализы, проживание — все это было бесплатно. Безусловно, как и сейчас, государство несло огромные потери, но беда была остановлена чуть более чем за месяц.

В это «заточение» свекор, он был медик, дал мне маленькую бутылочку со спиртом и посоветовал протирать приборы перед едой. На нее с завистью иногда посматривали мои соседи по столовой. А если серьезно, то это было очень тревожное время. Большинство людей были дисциплинированы, это и спасало. Но были нарушители, их судили. Пансионаты были оцеплены милицией. К ограждению нельзя было приближаться ближе чем на 3 метра внутри, и такое же расстояние снаружи. То есть к своему мужу я могла подойти не ближе чем на 6 метров. Но слезы на его глазах я прекрасно видела даже с такого расстояния. И сама плакала. Мы даже не знали, увидимся ли снова. Сейчас это сложно себе представить, но из средств связи тогда были лишь почта и домашние телефоны, причем не у всех. А оповещали население обо всех требованиях этого периода по радиоточкам и телевидению. Всем жителям города в качестве профилактики был бесплатно роздан тетрациклин, и все начали его принимать в один и тот же день!

В Москве и Ленинграде расползались слухи о том, что посреди Дерибасовской лежат трупы

На следующий день после окончания обсервации, в 5 утра, нас по пустынным улицам отвезли в аэропорт. Я таким его никогда не видела. Совершенно пустой, на взлетной полосе всего один самолет. И везде запах хлорки. Я с паспортом и справкой об окончании карантина — без нее в СССР никуда. А вот тем, кто отправлялся за границу, делали вакцину против холеры. Тогда им выдавали сертификат, без которого в других странах не принимали.

Жизнь послала всему миру урок, который никто и никогда не забудет. Монархи, разнорабочие и домохозяйки — коронавирус уравнял все социальные статусы. Во всем мире не осталось безопасного места. Заразиться можно везде, где есть люди. Но, как мы видим, в тех странах, где люди дисциплинированнее, там смертность ниже. Так что от нашей сознательности очень многое зависит.

Если нарушитель пробирался на территорию пансионата, те, к кому он приходил, заново проходили полную обсервацию

Как и 50 лет назад, наша семья почувствовала на себе все перипетии нынешней эпидемии. Наша дочь Наталья с мужем и детьми как раз находилась в США. Это была обычная туристическая поездка. Пришлось планировать экстренное возвращение, регистрироваться в системе ДРУГ, покупать ощутимо выросшие в цене новые билеты. Но все это — цена безопасности. Сейчас они находятся на самоизоляции и только по скайпу с нами общаются.

онлайн обучение во время карантина фото

Но в 21 веке никакая эпидемия не может остановить учение, которое по-прежнему несет свет! Даже экономическая ситуация в стране. Из-за вспышки инфекции в январе и феврале все украинские вузы были на вынужденных каникулах. Однако преподаватели нашего факультета считают, что такие перерывы отнюдь не способствуют формированию хороших лингвистов. А потому еще до начала строгого карантина занятия для студентов РГФ перешли в онлайн. Сейчас учебный процесс проходит с использованием разнообразных площадок для вебинаров и мессенджеров. Безусловно, это гораздо дольше и труднее. Однако это — требования необычного текущего момента. Возможно, когда-нибудь, лет через 50, теперешние студенты будут вспоминать об этом времени с улыбкой, как я сейчас. Но сегодня мы все осваиваем новую реальность, которая очень внезапно изменила привычный ход событий во всем мире.

Фото: личный архив героини, freepik.com, unsplash.com