Елена Багатченко фото
Маркетолог, коуч Международного Университета Эриксона (Канада)
Елена Багатченко

Почему лайки и продажи — это не одно и то же?

Вы замечали, что, открывая чью-то страничку в соцсетях, невольно смотрите, сколько у автора этой страницы подписчиков и лайков? Ведь смотрите? Согласитесь, что и доверия сразу как-то больше, если эти цифры внушительные. Или, наоборот, думаете, что, если маловато, значит, здесь что-то не так. А анализировали ход своих мыслей в этот момент? Сравниваете со своим профилем? Стараетесь определить, в каких случаях возникает желание подписаться?

Среди маркетологов бытует мнение, что самое сложное — набрать первые 10 000 подписчиков, а дальше люди начинают подписываться просто по инерции. Этот же феномен наблюдается, когда, при прочих равных условиях, у одного продавца на рынке очередь и бойкая торговля, а у второго — тишина и полное отсутствие клиентов.

Опять же важно заметить, что наши мысли и реальные факты друг к другу зачастую не имеют никакого отношения. В моей маркетинговой практике были случаи как с большим количеством лайков и вовлеченностью пользователей, которые совершенно не двигали продажи, так и наоборот, аккаунт специалиста с 600 подписчиками, и при этом у него был приличный доход.

студенты рисунок

Здесь уместно вспомнить заметку известного маркетолога, автора книги «Фиолетовая корова. Сделайте свой бизнес выдающимся». В ней сказано, что Мона Лиза имеет огромное присутствие в соцсетях, но она не твитит. Она икона не потому, что ее много везде, а ее много потому, что она икона. И хочется отметить, что, если в соцсетях не покупают, то, возможно, есть что-то еще, на что стоит обратить внимание.Итак, если что-то не работает, то пройдитесь по этим пунктам и проверьте.

девушка на ракете
шар 2

А как бы ты хотел?

Точно ли ваш продукт востребован и имеет ценность для людей? Сегодня бизнес должен не просто удовлетворять, но и превосходить ожидания человека.

девушка на ракете
шар 2

Времена, когда маркетологи шли от продукта и придумывали пути вовлечения аудитории в уже разработанный и произведенный продукт, сменился эпохой, когда создание товаров и услуг начинается с реальных потребностей человека.

Бизнес в современных реалиях начинается с идеи о том, какую ценность он дает человеку и как помогает решить проблемы реальных людей.

Могли ли мы себе представить лет 15-20 назад, что наравне с обычными салонами красоты появятся барбершопы, специализированные салоны для мужчин? Тогда мы даже не могли подумать, что появятся места, где мужчинам будет комфортнее подровнять бороду и сделать маникюр, потягивая при этом немного виски из брутального бокала.

А ведь все так просто! И идея вроде бы лежит на поверхности. Но точно был кто-то, кто первым задал вопрос: «Слушай, а как бы ты хотел?». Этот вопрос становится ключом к сердцу человека и позволяет узнать, что же на самом деле нужно, и увидеть зоны роста своего бизнеса.

участник социальных проектов
шар 3

А что, собственно, происходит?

Обращали внимание, что наряду с интересными современными заведениями нет-нет да промелькнет, как памятник маркетологам-староверам, место, в которое не то что зайти не хочется, а в принципе не понимаешь, как оно еще живо?

участник социальных проектов
шар 3

Держать нос по ветру — вот одна из главных функций предпринимателя. Видеть процессы, которые происходят в обществе и в мире, чувствовать зарождающиеся тренды. Иначе можно очнуться, как в сказке «Спящая красавица», после 100-летнего сна и не понять, что происходит, почему нет продаж и что делать.

В свое время, в 2014-м году, когда мы создавали событийную локацию «Крыша моря», которая была сделана по принципу «я тебя слепила из того, что было», мы и представить не могли, что к концу летнего сезона наша площадка попадет в список новых мест, которые стали открытием лета-2014. Секрет прост: наша площадка оказалась на острие социальных процессов, которые тогда происходили: люди были в стрессе, и общение было необходимо им, как воздух. А наши ивенты — от первых бизнес-встреч до музыкальных концертов — давали им возможность встретиться и поделиться важным в их жизни.

девушка со смартфоном
шар 4

Четко сформулированный месседж

Интересно рассмотреть этот вопрос на примере ресторанного бизнеса. В создании имиджа ресторана особенно важно учитывать наличие якорного продукта. Когда я спрашивала разных людей о том, как они выбирают ресторан, многие говорили, что в одном заведении самые лучшие пеппер-стейки, а в такой-то кофейне — миндальные круассаны, а вот туда они ходят потанцевать, а если поговорить по душам с подругой, то лучше встречаться вот в том любимом месте.

девушка со смартфоном
шар 4

Все это означает, что на каждый запрос у человека есть точное понимание, куда ему стоит пойти именно в этом случае.

А есть ли у вас такой четкий посыл, который вы транслируете в каждом посте или сториз? Опросите посетителей ваших страниц, о чем вообще ваш бизнес и что они думают о вас. Если они четко понимают, что вы им предлагаете, и повторяют ваши ценностные предложения, то вы чемпионы! Если нет — начинайте срочно работать над смыслами, которые вы транслируете в соцсетях.

рука и шар
шар 5

Отзывы — вещь необъективная, но зачастую решающая

Гугл — друг он вам или враг? Проверяли ли вы, что о вас могут нагуглить ваши потенциальные клиенты? Проверить это очень просто — погуглить самому. Вводите разные запросы, которые могут быть связаны с вашим именем. А чтобы держать руку на пульсе, настройте «гугл алертс», или с помощью специальных сервисов постоянно мониторьте интернет-пространство. Уверена, что многое будет сюрпризом. Возможно, где-то спрятался тот самый отзыв, который распугивает всех ваших клиентов. Маркируйте все упоминания, позитивные и негативные, чтобы управлять своей репутацией в сети.

студент со смартфоном
шар 5
девушка на ракете
шар 6

Чем окружен ваш бизнес?

Сюда относится все, что связано с упаковкой продукта: качество рекламных материалов, внешний вид торговых точек и униформа персонала, как и что операторы вашего контакт-центра говорят людям по телефону и т.д. Все слышали про «прыщавую девочку, которая угробит ваш бизнес». Знайте, что «прыщавая девочка» может проявиться во всем: в промо-материалах, в том, как выглядят точки продаж, персонал, сайт, в том, как доставили товар ваши партнеры-логисты, в том, каким тоном ответил оператор колл-центра и.. и.. и… можно продолжать долго. Ваша задача — на каждом уровне коммуникации с пользователями влюблять клиента в свой продукт. Вот тогда зарождается она, королева повторных покупок и обращений — искренняя лояльность!

девушка на ракете
шар 6

Если все проверили, но все равно что-то не работает, смотрите пункт первый, и теперь отвечайте на вопросы честно, а не так, как вам хотелось бы. Тогда успех не за горами!

Фото: Folga, unsplash.com