Чарли Чаплин и его «Малыш»: 5 интересных фактов о фильме-закрытии ОМКФ
12-й Одесский международный кинофестиваль еще не успел начаться, а мы уже точно знаем, чем он закончится. Фильмом-закрытием мероприятия станет шедевр эпохи немого кино «Малыш», которому в этом году исполнилось 100 лет. Показ будет сопровождаться живой симфонической музыкой.
Первые кадры, которые мы видим, — эпиграф: «Картина с улыбкой и, возможно, со слезой». Это — лучшее описание того, что предстоит почувствовать зрителю во время просмотра. Нам показывают историю о брошенном ребенке, которого подобрал и воспитал Маленький Бродяга, культовый персонаж Чарли Чаплина. Вдвоем они попадают как в забавные, так и в грустные ситуации, и несмотря на комизм происходящего на экране, зритель до самого конца не узнает, какой финал будет у этого фильма.
Пересказывать сюжет «Малыша» — дело неблагодарное, ведь прочувствовать эту трогательную киноленту можно, лишь посмотрев ее самому. Давайте мы лучше расскажем вам о нескольких интересных фактах, которые сопровождали съемки этой картины. Итак, почему же 21 августа в 21:30 вам стоит быть на Потемкинской лестнице, чтобы увидеть классику кинематографа своими глазами?
Это идеальный фильм, чтобы ознакомиться с жанром немого кино, если вы до сих пор еще этого не сделали
Одна из главных звезд эры немого кино, Мэри Пикфорд, сказала, что «Малыш» — это один из лучших примеров экранного языка, который больше полагается на действия, чем на субтитры. Поэтому если вы переживаете, что без диалогов сюжет будет непонятен, то можете не волноваться: наблюдая за происходящим на экране, вы забудете о том, что здесь не хватает привычной дорожки с разговорами актеров.
Можно сказать, что в этом фильме Чаплин изобрел жанр «драмеди» — смесь комедии и драмы. Раньше сценарии немых комедий писались под забавные и неловкие ситуации, в которые попадали персонажи, а эпизоды не всегда логически вытекали один из другого. «Малыш» же — это цельная история с началом и концом. А благодаря тому, что комедийные сценки мастерски чередуются с драматическими, зритель не просто смеется над персонажами, а сопереживает им.
К тому же к его сотому юбилею «Малыш» отреставрировали, поэтому на закрытии кинофестиваля вы увидите легендарный фильм в его лучшем виде.
«Малыш» — поворотный фильм в карьере Чарли Чаплина
Споры о том, какая чаплинская кинолента лучшая, не утихают до сих пор. «Огни большого города», «Новые времена», «Золотая лихорадка», «Последний диктатор» — когда в фильмографии столько признанных шедевров, выбрать среди них самый выдающийся — задача практически невозможная. Но «Малыш» всегда будет на особенном положении. Это первый фильм Чаплина, где он выступил в качестве режиссера полнометражной картины и ее продюсера, написал сценарий и сочинил музыку. И, конечно же, исполнил главную роль!
«Малыш» — очень личная история
Ох уж этот извечный вопрос «что хотел сказать автор?», который мы все помним еще со школы! Однако каждый творец действительно оставляет в своих работах частичку себя. И когда мы знаем о подробностях того, как создавались те или иные произведения (в частности — как снимается кино), мы можем посмотреть на них совсем с другой стороны и открыть новые грани.
Чаплин взялся за подготовку к «Малышу» вскоре после того, как умер его собственный сын, поэтому погружение с головой в работу помогло ему справиться с горем от потери. А то, что чувствует ребенок, которого социальные службы забирают в сиротский дом, он узнал на собственном опыте — мать маленького Чарли попала в психиатрическую клинику после тяжелой болезни, у отца была новая семья, поэтому будущий артист вместе со старшим братом сначала жили в работном доме, а затем попали в школу для сирот. С самого юного возраста он брался за любую, даже самую тяжелую работу, потому что позаботиться о нем было некому.
После того как «Малыша» отсняли, была большая вероятность того, что он так и не дойдет до кинотеатров. В тот период Чаплин разводился со своей первой женой Милдред Харрис, и она пыталась конфисковать все материалы будущего фильма через суд. Съемочной команде пришлось убегать от судебных исполнителей, спасая пленки, и прятаться в отеле соседнего штата, где и была закончена работа над лентой. Этот случай отображен в байопике 1992-го года «Чаплин» — эвакуация чемоданов с драгоценным материалом и побег от приставов сняты в лучших традициях буффонады немого кино, а в роли артиста выступил Роберт Дауни-младший (да-да, тот самый, которого современные зрители знают и любят за роль Железного человека из киновселенной Марвел).
Это первый фильм, после которого ребенок-актер стал звездой
Смотря фильмы и сериалы, зрители сталкиваются с тем, что дети-актеры частенько либо недоигрывают, либо переигрывают. Однако здесь вы увидите поразительный случай прекрасного юного лицедея: Джеки Куган, исполняющий роль Малыша, не уступает в таланте своему экранному напарнику. Мальчик очень умело копировал все то, что показывал ему Чаплин, и его искренняя игра покорила зрителей. Джеки стал первым ребенком-кинозвездой, которого приглашали в фильм за фильмом. Правда, почти все его роли были похожи на Малыша — настолько образ очаровательного мальчика запал всем в душу. Увы, стоило актеру подрасти, и его востребованность сошла на нет — Куган остался без работы, а так как родители более чем вольно распоряжались заработком сына, то и без денег. Последовали долгие судебные разбирательства, благодаря которым власти Калифорнии обратили внимание на то, что права детей-актеров регулярно нарушаются. В 1939 году был принят «Акт Кугана», который защищает заработанные ребенком деньги. До сегодняшнего дня это — один из важнейших законов, призванных отстаивать права молодых актеров.
В карьере Джеки Кугана была еще одна культовая роль, полюбившаяся зрителю: он сыграл дядюшку Фестера из оригинального сериала про семейку Аддамсов.
Здесь подняты темы, все еще актуальные 100 лет спустя
Чаплину всегда были близки социальные трудности и проблемы маленьких людей, поэтому он непременно отображал их в своих фильмах. Так и в «Малыше» он рассмотрел безрадостные ситуации, с которыми сталкивались женщины, дети и мужчины того времени (а с некоторыми люди сталкиваются и до сих пор).
Сам фильм начинается с драматического эпизода: молодая женщина под давлением обстоятельств вынуждена бросить новорожденного сына — она не имеет поддержки общества и не нужна мужчине, которого любила. Решение дается ей тяжело, и о нем она жалеет всю свою жизнь.
Далее рассматривается судьба ребенка, который виноват лишь фактом своего существования и уже приносит неудобства окружающим его людям. Нашему Малышу несказанно повезло, что нашлась добрая душа, и его подобрал такой же одинокий бродяжка, как и он сам. Однако что произошло бы с брошенным мальчиком, не встреться на его пути хотя бы один небезразличный взрослый?
Сюжеты о том, как мужчина-одиночка вынужден опекать маленького ребенка, давно привлекают читателей и зрителей. В качестве примеров можно вспомнить классическую японскую мангу «Одинокий волк и его ребенок», сериал «Мандалорец», фильмы «Леон-киллер» и «Логан», видеоигру Last of Us и многие другие истории. Но для того времени сюжет о том, как мужчина трогательно заботится о маленьком подкидыше, был непривычен для публики. Фильм предлагал посмотреть по-иному на отношения отца поневоле и ребенка, а также на мужскую ответственность. Бродяга безусловно любит Малыша, но достаточно ли этого, если он не способен обеспечить тому достойную жизнь? А общество, в свою очередь, вместо помощи может предложить лишь осуждение и еще больше неприятностей.
Как и во многих фильмах Чарли Чаплина, нас ждет открытая концовка: мы не знаем, как будут развиваться события после финальных титров — счастливый там конец или грустный? Решать зрителю. Поэтому сходите на этот прекраснейший фильм и подумайте, каким вы видите будущее маленького мальчика и его большого неуклюжего, но бесконечно доброго друга.
Что? Фильм-закрытие 12-го Одесского международного кинофестиваля: «Малыш» (реж. Чарли Чаплин)
Где? Потемкинская лестница
Когда? 21.08 в 21:30