Не только «Игра в кальмара»: почему зритель влюбился в кино Южной Кореи?
Южнокорейское кино сегодня в тренде. Сериалы «Игра в кальмара», «Зов ада» и «Море спокойствия» у всех на слуху и уверенно бьют рекорды по просмотрам. К примеру, тот же «Зов ада» возглавил рейтинги в 80 странах! Стриминговая платформа Netflix, осознав, что напала на золотую жилу, принялась оперативно ее разрабатывать, поставляя зрителю южнокорейскую продукцию всех жанров: от триллеров («Время охоты») — до фантастики («Космические чистильщики»). Folga’ решила разобраться в причинах азиатского прорыва и выяснить, надолго ли это явление с нами.
Все началось с боевиков и артхауса
Успех корейского кино не случаен. И путь к нему был долгим. Для нашего зрителя все началось в конце 1990-х — начале 2000-х. Именно тогда в украинский прокат одна за другой ворвались первые киноласточки из Кореи: боевик «Шири», военная драма «Объединенная зона безопасности» и шокирующий «Остров» Ким Ки Дука.
Каждый из этих фильмов стал событием. Картина «Шири», рассказывающая о спецагентах, пытающихся предотвратить террористический акт на стадионе, показала, что в Корее научились снимать жесткий стильный экшен, по эмоциональному накалу на голову превосходящий подобную продукцию из Гонконга — признанного короля полицейских боевиков.


«Объединенная зона…» не только попала в список «20 лучших фильмов, вышедших после 1992 года», составленный самим Квентином Тарантино, но даже была номинирована на «Золотого медведя» — главную награду Берлинского кинофестиваля. В картине о расследовании гибели двух северокорейских солдат столько неожиданных сюжетных твистов, что после просмотра тут же тянет пересмотреть фильм снова. Чтобы еще раз оценить всю прелесть многоходовок!
«Остров» — фильм не для всех. В нем много моментов за гранью: на Венецианском кинофестивале, где проходила его премьера, люди толпами уходили с показа. Но именно это шок-кино открыло нам имя Ким Ки Дука — человека, которому суждено было стать иконой артхауса для интеллектуалов-синефилов всего мира. Режиссера, подарившего миру чувственный «Весна, лето, осень, зима… и снова весна», пронзительный «Вздох» и философскую «Натянутую тетиву».

Иной юмор и реализм Спилберга
В середине 2000-х фильмы Южной Кореи появлялись в прокате все чаще. При этом наметился явный жанровый перекос в сторону военных картин и фестивального артхауса. И что интересно, комедия (за очень редкими исключениями) отсутствовала как класс — вероятно, прокатчики посчитали, что понять специфику тамошнего юмора украинцам будет не под силу.
Среди военных фильмов у зрителя особым спросом пользовалась эпическая «38-я параллель» (2004 год) Кана Джегю, насчет которой ошарашенные критики утверждали, что она еще более реалистична, чем убийственная мясорубка Второй мировой войны, показанная Стивеном Спилбергом в оскароносном «Спасти рядового Райана». У себя на родине «38-я параллель» заслуженно стала главным хитом проката.

Что касается артхауса, то помимо фильмов уже упомянутого Ким Ки Дука до наших экранов чаще всего доходили работы Пак Чхан Ука. Наиболее известные среди них: «Олдбой» (Гран-при жюри Каннского кинофестиваля), «Сочувствие госпоже Месть» (Малый золотой лев Венецианского кинофестиваля) и «Я — киборг, но это нормально» (награда имени Альфреда Бауэра на Берлинском кинофестивале).
За что мы полюбили кино Кореи
Еще до недавнего времени в корейском кинематографе почти не было секса. Такое вот моральное табу. Поэтому, чтобы зацепить зрителя, киношникам приходилось использовать другие козыри.

Первый — эстетизация насилия. Долгое время именно эта брутальная черта южнокорейского кино притягивала и одновременно отталкивала от него любителей кино. Потому после 2010-х южнокорейская продукция стала заметно мягче, и к ней сразу возрос интерес международного зрителя.
Второй — реалистичность. Кино Кореи не может соревноваться с дорогостоящими колоссами Голливуда. И потому обычно в нем намного меньше спецэффектов. То есть если в американском фильме толпу изображает десяток размноженных на компьютере статистов, то в южнокорейском фильме массовку по старинке играют реальные люди. Это касается костюмов и декораций. И как ни крути, но такой подход придает фильму реализма и глубины.

Третий — креативность. Если у вас в активе нет бешеных бюджетов, то выход один: нужно включать мозг. И придумывать оригинальную, рвущую все шаблоны историю. Потому неудивительно, что корейские фильмы, особенно на фоне американских, кажутся глотком чистого воздуха. Достаточно вспомнить такие шедевры, как «Мятная конфета», «Клиент», «Преследователь» и «Воры». И станет понятно, почему Голливуд все чаще приглашает корейских режиссеров поработать у них. Или выкупает права на создание ремейков по южнокорейским хитам. Кстати, еще одна яркая особенность корейского кино — нелюбовь к хэппи-эндам.
Корея в Голливуде
В 90-х Голливуд активно зазывал к себе режиссеров из Гонконга — взять хотя бы того же Джона Ву с его хитами «Без лица» и «Миссия невыполнима 2». Или Ринго Лэма («Максимальный риск»). Сейчас тамошние кинобоссы обратили внимание на южнокорейских мэтров. Тот же Пак Чхан Ук снял для «Фабрики грез» отличный триллер «Порочные игры» с Николь Кидман и постапокалиптический триллер «Сквозь снег» с Капитаном Америка — Крисом Эвансом.

Отметился в Голливуде и опытный Ким Джи Ун — создатель пробирающего до самых косточек фильма ужасов «История двух сестер». В боевике с красноречивым названием «Возвращение героя» он вооружил пулеметом экс-губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера.
А вот наметившееся было сотрудничество режиссера Ён Сан Хо — постановщика нашумевшего зомби-боевика «Поезд в Пусан» — с американскими студиями, увы, не сложилось. Планировалось, что он сделает для них ремейк своего же «Поезда…». Но в итоге в режиссерском кресле оказался индонезийский постановщик Тимо Чахьянто.

Раз уж мы заговорили о ремейках — обычно они выходят на порядок слабее. Все-таки копиям не хватает свежести и смелости оригиналов. Яркий тому пример — неудачный американский «Олдбой» с Джошем Бролином. Или триллер «Фальшивка» с Сарой Мишель Геллар, снятый по мотивам корейской ленты «Одержимость». В ремейках настолько все сгладили и причесали, что стало… скучно и обычно.
К счастью, в правилах бывают исключения. К таким можно смело отнести чудесный «Дом у озера» (в его основу положен «Домик у моря») с Сандрой Буллок и Киану Ривзом. И если вам нравится душевное, но при этом не пошлое кино о любви, то вы обязательно оцените «Домик…» по достоинству. Как, впрочем, и прекрасную игру Буллок.

Также стоит отметить и мистические «Зеркала» с Кифером Сазерлендом. Правда, ремейк получился не столь атмосферным, как «Зазеркалье» Шон-хо Кима, по которому он был снят, но со своей основной задачей — пугать — справляется на отлично.
Все всерьез и надолго
Если внимательно проанализировать сегодняшний успех южнокорейского кино, то становится понятно: явление это не сиюминутное. Все всерьез и надолго. Корейцы не останавливаются на достигнутом. Их сила в том, что они не копируют чужое кино, а создают свое. Не боятся экспериментировать, играть с жанрами и ломать устоявшиеся каноны. Более того, тамошним режиссерам удалось невозможное: одновременно снискать поддержку как серьезных критиков, так и массового зрителя!

Для полноты картины добавим, что корейская киноиндустрия надежно защищена государством: это и щадящее налогообложение, и поддержка специализированных фондов, вкладывающих средства в развитие кинематографа. В общем, у этих ребят есть чему поучиться!
