«NFT как он есть»: рассказываем о новом модном течении
Шумиха вокруг NFT не утихает уже два года, но популярность к токенам пришла сравнительно недавно — чуть больше полугода назад. Люди массово ринулись скупать цифровые копии картин, музыки, видео, и эта тенденция продолжается до сих пор. Что ж, давайте разбираться, что за зверь такой этот NFT, и почему сейчас о нем так много разговоров.

Что такое NFT?
Если говорить просто, то NFT — это невзаимозаменяемый токен, приобретая который, человек получает право на цифровую копию того или иного товара. Как это работает и кто пользуется NFT? К примеру, вы — художник, музыкант или дизайнер, и хотите продавать свой уникальный продукт. NFT-токен позволит не только хорошо заработать на творчестве (цену на произведение устанавливаете именно вы), но и избежать пиратства. Это происходит благодаря технологии блокчейн, превращающей товар в подобие так называемого цифрового жетона. Это, собственно, и добавляет ценность продуктам, которые пользователь может коллекционировать и впоследствии продавать.

К особенностям NFT можно отнести и то, что токен нельзя обменять или заменить другим. То есть если вы купили, например, личные видео Кейт Мосс, вам не удастся поменять их на виртуальные кроссовки Rare Shoe. Поэтому думайте, прежде чем тратить деньги.
К слову, о безопасности своих нюдсов тоже не забывайте. Тут недавно в Сети появилась инструкция, как превратить интим-фото в NFT-токены. Автором проекта стала британка Зои Скеман, которая устала получать дикпики в личных сообщениях, и принялась решать проблему радикально — зарабатывать на этом деньги. Будьте уверены, что об авторе фото точно узнает весь мир, но если он не хочет быть экспонатом виртуальной выставки, то может выкупить свои снимки (главное — успеть сделать это раньше, чем кто-то другой).
Как все начиналось?
Впервые о токене заговорили в начале 2021 года. Интерес к NFT проявили digital-художники, принявшиеся публиковать свои работы на самых разных площадках. К движению присоединился и знаменитый японский живописец Такаси Мураками, представивший коллекцию Murakami.Flowers из 108 рисунков с пиксельными цветами. Серия была оценена более чем в $ 200 000, что, согласитесь, немало. После к движению присоединились американские художники KATSU и 645AR.

Не обошлось в этой истории и без Илона Маска, опубликовавшего песню о популярном токене в своем Twitter. Там же он сообщил, что продает ее как NFT. Чем в итоге закончилось дело — неизвестно, но поговаривают, что покупателя не нашлось. Но кому уж точно удалось продать самый дорогой токен, так это CEO компании Twitter Джеку Дорси. В качестве лота он предложил копию своего твита 15-летней давности и не прогадал — практически сразу ее выкупили за $ 2,5 млн.
Неожиданностью для всех стал вход в игру и представителя масс-медиа. Первооткрывателем NFT стало издание The New York Times. Специально для тестирования технологии они написали колонку с красноречивым заголовком «Купите ее». Удивительно, но текст приобрели за $ 570 000.
Тренд на NFT коснулся и голливудских звезд: The Weeknd, Кейт Мосс, Терри Крюс, Grimes, Jay-Z — это только маленький список тех, кто создал или хочет продавать свои токены.
Украина тоже не отстает. Одной из первых (если не первой), кто начал зарабатывать на NFT, стала певица Dakooka. На платформе Rarible девушка разместила коллекцию из 5 копий своих хитов. Немного позже к артистке присоединилась украинская группа KAZKA, записавшая песню «М’ята» в NFT-формате.
Но вишенкой на торте можно считать свадьбу Ребекки Роуз и Питера Качергинского, которые на церемонии бракосочетания обменялись виртуальными кольцами.
Похоже, конца и края этому движению не будет.
Как создать и продать собственный токен?
Наконец перейдем к самому интересному — как создать собственный NFT? Перед этим нужно определиться, на какой площадке вы хотите продавать свое творчество. На самом деле, таких платформ очень много, начиная от сервисов различных организаций и заканчивая сайтом NBA — Top Shot. Но мы предлагаем обратить внимание на самые популярные — OpenSea, Rarible и Foundation. Выбираем понравившийся, и можем уверенно погружаться в мир криптовалюты.
Инструкция по созданию NFT-токенов для чайников (на примере OpenSea):
Шаг 1. Переходим на opensea.io.
Шаг 2. На главной странице нажимаем кнопку Create, после чего сайт попросит нас привязать кошелек для Ethereum.
Шаг 3. Создаем или заходим в один из перечисленных кошельков, и пополняем его на энную сумму (она должна быть не ниже 6 долларов, которые платформа после снимет за инициализацию).
Шаг 4. В правом верхнем углу страницы нажимаем Create.
Шаг 5. Загружаем файл. Он должен быть в одном из форматов — JPG, PNG, GIF, SVG, MP4, MP3, WAV, WEBM, OGG, GLB или GLTF и не превышать 40 Мб. Даем ему название, пишем описание и снова нажимаем Create.
Шаг 6. Токен готов, теперь его нужно выставить на продажу. Для этого ищем кнопку Sell, кликаем на нее и устанавливаем цену.
Шаг 7. Жмем Post your listings и вуаля — ваш NFT видят тысячи покупателей.
NFT и fashion-индустрия
До последнего времени индустрия моды оставалась островком, не затронутым цунами глобального NFT. Но это пока. Попытки создать нечто, подобное токену, делал модный дом Gucci со своими AR-кроссовками. Но, к сожалению, виртуальная обувь — всего лишь маркетинговый ход, ведь ценность NFT заключается в эксклюзивности продукта, а не AR-маске за $ 12.

Куда лучше пошли дела у британского бренда Overpriced, презентовавшего виртуальную 3D-толстовку с надписью «Fuck Your Money». Изделие можно было приобрести на платформе blockparty.co по цене в $ 26 500. По словам производителя, такая одежда должна подтолкнуть к переосмыслению моды и сделать ее осознаннее. А чтобы новый владелец токена мог еще и ощутить всю прелесть одежды Overpriced на себе, в комплекте с виртуальной худи шла физическая.
Не так давно мы писали о запуске первой в истории серии коллекционной NFT-обуви от Rare Shoe. В линейку вошли 3 модели кроссовок фирмы Nike, украшенных щепоткой творчества. Обошлись новинки покупателям около $ 508 за пару.

Другим, не менее интересным проектом можно считать сотрудничество дизайнера Анджело Галассо с новозеландским художником Ли Робинсоном, в результате которого на свет появилась коллекция NFT-рисунков с одеждой. Но одними только картинками не обошлось, и Галассо выпустил реальные копии скетчей. По словам представителей бренда, такой подход к NFT должен стать мейнстримом, к которому подключатся и другие. И они правы — как сообщает Марджори Эрнандес, основательница блокчейн-платформы Lukso, в скором времени нас ждут NFT-коллекции от Gucci и других люксовых брендов. Очень размытое заявление, как и новость о том, что Эрик Пфрундер, бывший имиджевый директор Chanel, планирует перевести 120 тыс. архивных фото Карла Лагерфельда в NFT.
Будущее NFT-токенов
Пока сложно говорить о том, что случится с NFT-бизнесом в будущем. Возможно, его ждет та же судьба, что и Clubhouse, о котором уже практически все забыли. Но пока жива криптовалюта, а художники творят, — популярный токен будет процветать.
