Топ-5 украинских фотохудожников по мнению фотографа Folga'

Я уже рассказывала о культовых фотографах, которые вдохновляют тысячи людей по всему миру, в том числе и меня. Но рассказ будет неполным, если я не упомяну о выдающихся фотографах-украинцах.

Все перечисленные ниже герои — очень непохожи друг на друга. Но их объединяет страсть к фотографии, благодаря которой Украина на слуху у мировой публики. Наши фотохудожники отличаются особым видением, которое часто опережает время. К сожалению, не все они получили признание на родине, и многие более известны за рубежом. Но это никоим образом не делает их творчество менее значимым! Поэтому сегодня я расскажу, как наши соотечественники смотрели на мир через свои видоискатели.

Борис Михайлов: диссидент фотоискусства

(предупреждаем, некоторые снимки могут вам не понравиться)

Борис Михайлов фотограф портрет

Лауреат премии Хассельблад — самой значимой профессиональной награды, которая среди фотографов считается аналогом Нобелевской премии. По сей день среди ее обладателей лишь один наш соотечественник — Михайлов. Более того, Борис Андреевич — единственный выходец из СССР, который удостоен Hasselblad Award. Среди его наград также числится арт-премия Goslarer Kaiserring: жюри обозначила его работы как ведущую хронику советского и постсоветского общества.

Несмотря на все регалии и титулы за рубежом, дома Борис Андреевич считался «диссидентом фотоискусства». Даже почетным академиком в Немецкой академии искусств он стал на шесть лет раньше, чем удостоился аналогичного звания в Национальной академии искусств Украины. Можно сказать, что Михайлов намного опередил свое время: еще в шестидесятые фотограф пользовался такими приемами, которые стали набирать популярность только сейчас. Он шел наперекор традиционному построению кадра, находил красоту и любовь там, где остальные видели серые будни, разваливающуюся страну, а вместе с ней и привычную жизнь.

Борис Михайлов фотографии

«История болезни» — знаковый проект фотохудожника, который плотно ассоциируется с его именем. Михайлов рискнул и сделал то, на что решались не многие современники: приоткрыл завесу над жизнью в постсоветском пространстве. Это серия из пяти сотен снимков, на которых изображены бездомные — люди, которые после развала Союза не нашли своего места в новом обществе. Михайлов снимал своих героев в откровенных позах: одни критики называли их пошлыми, другие — библейскими. Достичь такой откровенности фотограф смог потому, что не снимал украдкой, а устанавливал с моделями контакт, общался, а также платил деньги. Только так можно было достичь картинки, которую хотел увидеть Михайлов. По его словам, из-за невозможности установить контакт пришлось отказаться от идеи снять серию о берлинских бездомных (с середины девяностых фотограф живет в столице Германии), среди которых тоже хватает колоритных персонажей. Мешал языковой барьер, а снимать украдкой — значило идти против своих же принципов.

Фотографии Бориса Михайлова

В Украине проект был воспринят неоднозначно: большинство осуждали видение фотографа и откровенность кадров. С другой стороны, иностранные критики поддержали Михайлова: кадры, на которых полуобнаженные бездомные демонстрировали любовь и радость, стали шоком для западного общества. Иностранцы уже давно знали, что там, «за железным занавесом», скрывается непривычный и странный мир, который теперь можно было увидеть глазами выходца «оттуда». Фотографии Михайлова вызвали интерес иностранных СМИ, он стал получать приглашения на участие в выставках, его экспозиции посещали толпы людей, книги расходились огромными тиражами, а в журналах печатались сотни посвященных фотохудожнику публикаций.

После «Истории болезни» были и другие, не менее радикальные проекты и экспозиции. На данный момент Борис Михайлов продолжает представлять миру свои неординарные работы, причудливые автопортреты, студийные и социальные сессии.

«Вчерашний бутерброд» Михайлов

Некогда Борис Михайлов оказался перед выбором: следовать системе или ломать стандарты. Выбор был сделан,что впоследствии принесло фотографу ошеломляющий успех и славу.

Игорь Гайдай: когда нет ничего интереснее действительности

Игорь Гайдай фотограф портрет

Игорь Гайдай много труда посвятил тому, чтобы украинская фотография ценилась в Европе, а европейский опыт прижился в Украине. После развала Союза работы Игоря экспонировались на фотовыставках в Париже, Женеве, Кракове, Вене и других европейских городах. Пятнадцать лет он посвятил фотографии в сфере рекламы, сотрудничая с международными агентствами. В начале двухтысячных сменил направление и сосредоточился на авторских проектах. Еще в 1995 году Гайдай открыл частную фотостудию, часть которой впоследствии реконструировал в галерею.

Украинцы. Начало 3 тысячелетия

Проект «Украинцы. Начало третьего тысячелетия» принес Гайдаю популярность за границей. На кадрах — не просто люди, это — попытка задокументировать в веках состояние украинского общества в сложный период, когда на дворе — девяностые, и страна пытается возродиться из пепла и борьбы. Идея фотопроекта родилась спонтанно: перед тем, как снимать на новую для себя пленку, необходимо сделать «пробу» с соответствующим же фоном и освещением, иначе есть риск испортить серию. Гайдай попросил бабушку-уборщицу встать на трибуну и немного попозировать. Когда позже фотограф взглянул на кадры, то понял: это — начало проекта! Разные по социальному и финансовому статусу люди в одинаковых декорациях представляли собой сюрреалистический взгляд на общество того времени. Поэтому Гайдай продолжил снимать людей на одном и том же фоне, стараясь подчеркнуть различие образов и ролей украинцев. Мировое сообщество приняло фотопроект с огромным интересом: западному зрителю наша психология чужда, а оттого еще более интересна.

Работа над проектом продлилась 7 лет — с 1996 года по 2003; по итогу была опубликована фотокнига. Впоследствии Игорь Гайдай выпустил еще книги «9 месяцев+3 дня» и «RAZOM.UA».

Игорь Гайдай «RAZOM.UA»

В подходе к работе Игорь Гайдай весьма принципиален: никаких оценок, никаких суждений — только наблюдение и фиксация. «Не существует в мире фотохудожника, который мог бы сотворить что-то лучшее, чем действительность, — говорит он. — И фотография позволяет мне эту уникальность фиксировать».

В кадре Гайдая — как эпизоды из жизни обычных людей, так и ключевые моменты жизни нашей страны. Сюжеты о рождении младенца и о буднях в типовых квартирах чередуются со снимками огромных заводов и активных событий. Многие проекты Игоря Николаевича будут интересны и 100 лет спустя, потому что в фокусе — истории людей.

Сергей Братков: народный китч – нелепый коллаж повседневности

Сергей Братков фотограф портрет

Фотограф Братков знаменит на весь мир своими неординарными и экстравагантными съемками. Как и Борис Михайлов, он родился и вырос в Харькове. С Михайловым его связывали дружба и творческое сотрудничество: они оба были основателями скандально известной «Группы быстрого реагирования», куда входили и другие фотографы схожих взглядов. Участвовал в биеннале Сан-Паулу и Манифеста и трижды — в Венецианском.

Самым резонансным проектом Сергея Браткова стала серия «Детки» — она выставлялась в Кракове, Вене, Будапеште и Берлине, экспонировалась в европейских музеях, на биеннале Манифеста и в PinchukArtCentre. И везде вызывала бурную реакцию. Что же такого необычного и шокирующего было в «Детках»?

«Детки» Сергея Браткова

Съемка проводилась в девяностые, когда Сергей Анатольевич делал портфолио для постсоветских детских модельных агентств. Родители приводили детей в студию броско накрашенными и фривольно одетыми, то есть усердно делали из своих детей «взрослых». Братков доводил эти образы до абсурда, фотографируя «взрослых детей» на фоне полуразрушенных интерьеров постсоветских квартир. Главной декорацией этой эпатажной съемки стало красное порванное кресло: именно на нем чаще всего в кадре сидели дети.

«Детки» стали символом показной внешней атрибутики, к которой стремилось общество, забывая о своей душе и истории. Реакция была предсказуемой: фотографу угрожали, обвиняли в педофилии и производстве детской порнографии, пророчили тюремное будущее и угрожали судебными исками. Но Сергей Анатольевич не сломался и продолжал делать выставки с этими снимками.

KABUL OLYMPICS 2002

Со временем Сергей Братков стал популярен не только в Украине, но и за рубежом, продолжая поражать публику неординарными сериями. Сегодня за его плечами множество фотосессий, видеоработ и инсталляций. Главной темой все также является социальная действительность, а главными героями все чаще становятся представители среднего класса. Братков поднимает проблемы общества, показывая повседневность.

Вадим Яцун: не разврат, а красота, сексуальность и эротичность

Вадим Яцун фотограф портрет

Вадим впервые взял камеру в руки в 2012 году. Это стало его хобби, ведь основная деятельность была связана с музыкой — даже свою первую камеру Яцун купил на деньги, полученные от «музыкального гонорара». Год спустя он уже провел первую коммерческую фотосессию. Первый заработок составил всего 50 долларов, но сегодня Вадим Яцун — знаменитый и востребованный фотограф. Его снимки опубликованы в знаменитых украинских изданиях, а многие работы выставлены в частных экспозициях.

Vogue Italia Екатерина Кухар фото

В 2019 году Вадим вступил в ассоциацию европейских фотографов. Осенью этого же года работа Яцуна украсила обложку Vogue Italia. Моделью стала прима Национальной оперы Екатерина Кухар.

Вадим Яцун фотографии

В 2020 году Вадим Яцун получил высшую награду в европейском конкурсе «Фотограф года» в категории fashion. За звание боролись около 300 фотографов со всей Европы! Но лауреатом «Fashion Golden Camera» в итоге стал именно Вадим: жюри присудило ему победу единогласно. Можно сказать, что это — достижение для всей украинской фотоиндустрии.

Ефрем Лукацкий: большая интересная история за каждой фотографией

Ефрем Лукацкий фотограф портрет

Лауреат Пулитцеровской премии, Заслуженный журналист Украины, чьи фоторепортажи известны на весь мир. С 1989 года — фоторепортер Associated Press, а в настоящем — глава фотослужбы украинского подразделения. Снимки корреспондента публикуются в крупнейших новостных издательствах, таких как The Guardian, Time, Newsweek и The New York Times. Ефрем Лукацкий издал фотоальбомы «Ukrainian Pictures» и «Моменти часу», выступил соавтором книги-альбома «Украина: от независимости до свободы».

В самом начале карьеры фотожурналиста Ефрем Львович сделал ставку на реалистичность. Лукацкий снимал людей в стрессовых жизненных ситуациях, без постановочных поз и студийных съемок; его кадры настолько реалистичны, что не оставили мировое сообщество равнодушным.

Ефрем Лукацкий фотографии

Специализация мастера — военная фотография. Лукацкий снимал во многих горячих точках, от Афганистана до Украины. Он подвергает себя опасности с единственной целью: поведать миру правду о войне. На его кадрах запечатлены солдаты и мирные люди, которые оказались в непростых, опасных ситуациях. Именно в такие моменты, считает фотограф, миру открываются настоящие эмоции людей.

Ефрем Лукацкий одна из работ

Нашими фотографами можно гордиться, их пример мотивирует стремление многих из нас к высотам мировой славы. Главное — любите свою работу, цените то, что имеете, и всегда стремитесь к большему!



Фото: соцсети, fotopoisk.com.ua, dw.com, vladey.net, birdinflight.com, photogaidai.com, focus.ua, journal.foto.ua, ovcharenko.art, instagram/vadim_yatsun, facebook/efrem.lukatsky, nv.ua

Folga. com.ua
Автор:
Folga. com.ua