Машины чемпионата «‎Формула 1»
ТОП-подборки

«‎Заезды с историей»: ТОП-5 лучших гонок мира

О гонках снят не один фильм, написано немало книг, и они уже давно — часть спортивной культуры многих стран. Чем же они так привлекают аудиторию? Ведь несмотря на то, что просмотр заездов — не дешевое удовольствие, цены на билеты достигают рекордных сумм, а трибуны всегда заполнены людьми. За некоторыми же и вовсе лучше наблюдать только в трансляции, потому что старт может начаться в Дакаре, а финишировать участники будут в условном Париже. Сегодня мы рассмотрим самые яркие и зрелищные гонки современности, многие из которых впервые были проведены еще в прошлом веке, но впечатляют до сих пор.

«‎24 часа Ле-Мана»‎ — автомобильная гонка на выносливость, которая проводится во французском городе, давшем ей имя, с 1923 года

Соревнования длятся целые сутки на одной из самых больших трасс мира — на «‎Сарте»‎, длина которой составляет 13 626 метров. Победителем считается пилот, проехавший за это время больше всего кругов.

«‎24 часа Ле-Мана» выигрывали машины таких марок, как Ferrari, Ford, Toyota, Porsche, Mazda, BMW, Audi. Компания-рекордсмен по количеству побед на турнире — Porsche, которая брала титул целых 19 раз.

Датский автогонщик Том Кристенсен в 2013 году стал первым, кто выиграл «‎24 часа Ле-Мана»‎ 9 раз и за это получил прозвище Мистер Ле-Ман. Его рекорд до сих пор не побит.

Гонка «‎24 часа Ле-Мана»

Так как гонка идет 24 часа, спустя какое-то количество кругов пилоты меняются, потому что провести сутки за рулем — это нечто за гранью фантастики. Но Луи Розье так не считал и в 1950 году провел почти всю гонку в одиночку, а именно 23 часа и 40 минут — последние же два круга дал проехать своему сыну. Луи не только поразил всех выносливостью, но и стал победителем турнира.

В наше время это даже сложно себе представить: ведь сейчас машины могут разгоняться до запредельных скоростей, и такие эксперименты‎ над собой порой заканчиваются совсем не победой. Теперь одному пилоту можно находиться в заезде не больше четырех часов подряд, что, конечно, гораздо безопаснее.

Пилоты меняют колеса гоночной машины

Каждый профессиональный гонщик мечтает выиграть «‎24 часа Ле-Мана». Именно здесь в 1967 году Дэн Герни и Эй-Джей Фойт взошли на пьедестал почета и получили в награду огромную бутылку шампанского. В толпе они заметили президента компании Ford Генри Форда, конструктора автомобилей Кэрролла Шелби, их жен и нескольких журналистов, не веривших в них и предсказывающих им поражение. Дэн Герни устроил настоящий ‎душ из шампанского для людей, оказавшихся поблизости — таким образом появилась традиция, которую хранят более 40 лет: без нее уже не представить церемонию награждения автогонщиков.

Новая волна славы захлестнула гонку после выхода фильма «Ford против Ferrari», который к тому же отличился «Оскаром». В основе сюжета конкуренция двух компаний: совсем молодая Ford пытается сместить с пьедестала непобедимую Ferrari.

После выхода фильма даже люди, далекие от автоспорта, заинтересовались гонкой «‎24 часа Ле-Мана»‎ и ее историей.

Посмотреть следующее 24-часовое состязание с лучшими машинами и пилотами можно будет 21 августа этого года.

Гран-при Монако‎ — гонка «Формулы-1»‎, проводящаяся с 1950 года

Немного о «‎Формуле-1».‎ Это автомобильный чемпионат мира, который проводится каждый год на специальных машинах с открытыми колесами — болидах (они не закрываются пластиковыми накладками, как у обычных машин).

Формула 1

Турнир стартует в марте и заканчивается в ноябре, в одном сезоне от 19 до 23 гонок. Каждый этап соревнований является ‎Гран-при‎ в честь той страны, в которой проходит. Самые популярные ‎из них‎ проводятся в Монако, США, Сан-Марино, Австрии и Канаде и длятся по 3 дня. Победителем гонки считается один человек или команда, проехавшие максимальное количество кругов.

Сезон разделяется месяцем перерыва, чтобы пилоты могли восстановиться и поработать над ошибками, а конструкторы — над машинами. Порой после таких пауз может смениться фаворит тура.

Гоночные соревнования во Франции

Гран-при Монако‎ — одна из самых важных гонок в чемпионате «Формулы-1

Соревнования проходят на городской трассе Монте-Карло, ее длина составляет 3,337 км. Организатор — Автомобильный клуб Монако.

Победителем ‎Гран-при в этом году стал голландец Макс Ферстаппен. Команды-лидеры ‎— McLaren, Ferrari, Mercedes.

Многие повороты трассы Монте-Карло узнаваемы во всем мире, их конфигурация стала своеобразной визитной карточкой «Формулы-1»‎. Перед гонками на улицах Монако крышки всех люков заваривают: бывало, что они вылетали во время соревнований, такая жаркая здесь борьба за титул победителя.

В 2004 году на нос машины команды Jaguar установили бриллиант стоимостью в 250 тысяч долларов — это было частью рекламной кампании фильма «‎12 друзей Оушена»‎. Закончилась эта история вполне по-голливудски: в первом же круге австрийский гонщик попал в аварию и повредил свое авто. Драгоценный камень слетел. Всю трассу тщательно исследовали, но бриллиант так и не нашли.

Дорога во Франции

В современной «‎Формуле-1»‎ заезды обычно начинаются в пятницу, только в Монако они стартуют в четверг, а на следующий день назначают светские мероприятия.

Монте-Карло‎ — раллийная гонка, берущая свое начало в 1911 году

Заезды проводятся вдоль Лазурного берега княжества Монако и юга Франции. Ралли — это еще одна спортивная гонка родом из Франции на специальных машинах или мотоциклах по заранее заданным маршрутам.

В далеком 1911 году по невероятно странным правилам автомобили стартовали из 11 точек Европы, должны были преодолеть дистанцию в 1020 км и собраться в одном месте на главной площади. Это больше напоминало слет автолюбителей. Сейчас же Ралли Монте-Карло по праву считается одной из самых ярких гонок.

Соревнования вдоль Лазурного берега княжества Монако

С 1973 года в Монте-Карло проводится один из этапов чемпионата мира по ралли. Гонка проходит на скоростных дорогах, закрытых для общего движения.

Соревнование пережило множество легендарных событий и сохранилось до наших дней. В этом году ралли прошло в 89-й раз, победителем стал Себастьян Ожье: он выиграл гонку в 8-й раз и стал первым пилотом с таким достижением, побив рекорд Себастьяна Леба, у которого на этом турнире 7 побед.

‎Ралли ‎Монте-Карло всегда проходит в январе, по снежным зимним дорогам. В нем участвуют машины от Ford, Ferrari, Mitsubishi, Porsche, Volkswagen.

Также чемпионат мира по ралли включает себя этапы на асфальтированных горных перевалах, сложных лесных тропах и в жарких пустынях. Бывает и так, что все это может оказаться в одной гонке.

Спортсменам позволяется заранее изучить трассу для создания стенограммы — она помогает водителям планировать маршрут, безопасно повышать скорость. Пилоты сообщают штурману о резких поворотах и прочих дорожных нюансах, а тот все записывает в стенограмму и во время гонки читает ее пилотам по внутренней связи. Это помогает водителю преодолеть дистанцию самым быстрым способом.

«‎Дакар»‎ — ралли-марафон, который первый раз проводился в 1979 году

Стартуют пилоты в Париже, а финишируют в столице Сенегала Дакаре. Сейчас гонка переместилась в Саудовскую Аравию.

Многодневные ралли берут свое начало в 1930 году еще с территории Африки. Затем были трассы «Алжир — Кейптаун», «Лондон — Сахара — Мюнхен». И вот во время одной и таких гонок, «Абиджан — Ницца» в 1977 году, французский мотогонщик Тьерри Сабин потерялся в Ливийской пустыне. Его нашли только через 3 дня: организатор гонки Жан-Клод Бертран заметил француза с самолета. Это послужило для Бертрана уроком, и он решил больше не проводить соревнования. А вот Сабина, наоборот, это путешествие так вдохновило и зарядило, что он создал свое ралли «‎Дакар 1979»‎.

Дакар

До 2009-го гонка всегда стартовала из Дакара или заканчивалась в нем. В первом ралли участвовало 80 экипажей на легковых автомобилях, 90 мотоциклистов и 12 команд на грузовиках. Гонка длилась 3 недели, и за это время участники преодолели более 10 000 километров трасс Франции, Алжира, Нигера, Мали, Верхней Вольты и Сенегала. В ралли «‎Дакар 1979»‎ участвовал 181 человек, но успешно добраться до финиша смогли только 74. Позже на «‎Дакар»‎ появилось распределение по классам транспорта: в первом историческом забеге главные 3 места достались мотоциклистам. Фаворитом гонки стал француз Сирил Неве на Yamaha XT500.

Мотоциклист на соревнованиях Дакаре

В турнире участвуют автомобили от BMW, Honda, Volkswagen, Mercedes-Benz, Toyota. Несмотря на то, что в марафоне принимают участие профессиональные пилоты, все-таки 80% гонщиков — любители. Из-за недовольства городской власти Франции гонка в начале 2000-х переехала в Южную Африку, а сейчас проводится на территории Саудовской Аравии.

Грузовик на соревнованиях в Дакаре

‎Гонка чемпионов‎ — одна из самых молодых, она проходит в начале и в конце года

Состязание известно тем, что в нем участвуют лучшие гонщики мира. Первая Гонка чемпионов‎ состоялась в 1988 году.

Одна из немногих гонок, на которых можно встретить пилотов «Формулы-1», WRC, IndyCar, NASCAR и других популярных международных чемпионатов.

В первом заезде 1988 года участвовало 8 чемпионов мира, а была она организована в память о погибшем гонщике Хенри Тойвонене. Заезд проводился во французском городке Монлери по короткой замкнутой трассе. Победителем стал финн Юха Канккунен, его наградили титулом «Чемпион чемпионов» и трофеем памяти Хенри Тойвонена.

Гонка чемпионов

Машины здесь были большие и шумные — конечно, привлекли к себе много внимания. Соревнование стало очень успешным и превратилось в ежегодное. Более 10 лет ‎Гонка чемпионов проходила на острове Гран-Канария.

Сейчас же она проводится всякий раз в другом месте: то на Олимпийском стадионе в Лондоне, то на Марлинс-парк в Майами, то в Париже, Пекине, Бангкоке, Дюссельдорфе... Интерес аудитории подогревается из-за того, что соревнования проходят в самых разных стильных спортивных локациях, и никто не знает, где пройдут легендарные состязания в следующий раз.

В последнем заезде ‎Гонки чемпионов более половины пилотов были из «Формулы-1», хотя когда-то турнир задумывался только для ралли-гонщиков. Многие фанаты считают, что так и должно было оставаться, но все же разнообразие подходов лучших пилотов мира сделало соревнование более контрастным и интересным.

Гонки, несомненно, весьма нескучный и эффектный вид спорта, наблюдение за ним всегда увлекает. Но он и опасен. Поэтому прежде, чем нырнуть с головой в мир скорости, не забудьте тщательно изучить правила безопасности, ведь они важны не только для вас, но и для окружающих. И, возможно, именно вы станете героем какого-нибудь голливудского фильма о невероятном пилоте, который удивит всех. А мы в свою очередь с радостью напишем об этом, как было в случае с украинским гонщиком Макаром Железняком.

Автор: Чередниченко Владислав
Фото: shutterstock.com