Элеонора Сергеевна Шапкина интервью для Folga'

Какую информацию пытались передать своим потомкам наши предшественники? Будут ли забыты традиции наших далеких предков? Утеряны ли старинные обрядовые песни?

Автор:
Коява Лариса

Элеонора Сергеевна ШАПКИНА: послания предков в народных песнях

Хормейстер и хранитель заботливо собранной народной истории и культуры Элеонора Сергеевна Шапкина — более 40 лет посвятила возрождению забытых песен, обычаев и обрядов, которые присущи нашему региону. И они поистине уникальны, ведь, к сожалению, история изобилует множеством событий, которые совсем не способствовали преемственности поколений. Далеко не все драгоценные артефакты удалось сохранить. Тем не менее благодаря таким небезразличным людям, которые по крупицам собирают наследие наших предков, мы сегодня можем проникнуться невероятной энергетикой жизни нашего народа.

Шесть лет назад для популяризации самобытного народного фольклора был создан «етно-гурт “Зорецвіт”». Сегодня он — желанный гость и на народных гуляниях в разных регионах нашей страны, и на торжественных мероприятиях с участием иностранных делегаций. Выходит, фольклору все же удается отвоевать свое место под солнцем? Элеонора Сергеевна любезно согласилась рассказать нам о том, как живется хранителям культурного наследия в современном мире.

маки фото

Богатство мотивов родного края

маки три цветка фото

Элеонора Сергеевна, 40 лет вы посвятили поиску и сохранению уникальных древних текстов, обрядов, нот. Вы находили их в самых далеких селах Юга Украины. Большинство ваших находок сохранилось в единственном экземпляре. Что сегодня из себя представляет ваша коллекция?

За 40 лет я смогла собрать множество уникальных текстов, ноты, костюмы и предметы быта. Все это уцелело и доказывает самобытность рожденной в наших краях культуры. Наши предки жили в полной гармонии с природой. Они ориентировались по солнечному календарю. В народных традициях и приметах находили ответы на самые важные жизненные вопросы. Какие обряды и таинства выполнять и в какое время, чтобы обезопасить свой народ от голода. Как охотиться и в каких масштабах, чтобы не нарушить баланс в лесу. Наши пращуры наблюдали за природой, досконально знали приметы, а на их базе зарождались и обычаи. Они, словно начинающие ученые, наблюдали за окружающим миром и строили свою жизнь согласно природным ритмам. Это очень мудрая стратегия. Ведь они достигли абсолютного понимания циклов человеческой жизни и нашли рецепты сохранения жизненных сил в любом возрасте.

По вашим наблюдениям, какие темы чаще всего затрагивал народный обрядовый фольклор?

Тема любви и создания семьи. Ей посвящено много обрядов отдельно для девушек и для парней, традиции, премудрости построения отношений и быта. Есть тема общения поколений, уважения к старшим в семье. Далее — возделывание земли, получение урожая. Основное послание — эгоизма и жадности природа не прощает. Она защищает себя. Еще считалось, что энергия и слово имеют колоссальное влияние на человека.

Пшеничное поле фото

Вы говорили, что наши предки жили по солнечному календарю. Какими же были в те времена жизненный уклад, праздники нашего народа?

Вы удивитесь, как много праздников перекочевало из древнего календаря в наш нынешний. Вот только почему-то совершенно перепутаны даты. Раньше каждая из них была на своем месте, логически переплетались приметы, сезонные проявления, обычаи и их толкование. Например, календарь был солнечный. Согласно ключевым циклам Солнца, было 4 больших праздника. Первый из них 21 марта — День весеннего солнцестояния. Это очень большой праздник, «Великдень», Новый год. Солнышко уже вступает в свою силу. Накануне соседи друг другу пели «Щедривки», которые в наше время почему-то поют зимой и путают с «Колядками». Это были пожелания счастья, здоровья и достатка. Они всегда произносились в настоящем времени, как будто у человека это уже есть. И это очень перекликается с советами современных психологов, которые рекомендуют при составлении задач для себя представлять, что это уже состоялось. Тогда и больше шансов это осуществить. А 21 марта утром должен прийти в дом молодой парень и посеять не рис, как многие делают на наш Новый год, а пшеницу — символ достатка. С этого момента начинается мужская часть года. Таковой она считается потому, что пришло время активной работы в поле. И длится до 21 сентября — это День осеннего солнцестояния. Праздник называется Калита, или Кошелек. Он совпадает с периодом сбора урожая. После этого начинается женская половина года, ассоциируемая с хлопотами по дому, благоустройством домашнего очага.

Третий из четырех больших праздников, 21 июня — это Летний солнцеворот — Купала. В это время самый длинный день и самая короткая ночь. В этот период стихии огня и воды оказывают покровительство. Поэтому духовного очищения участники праздника достигали, прыгая через костер ночью и купаясь в реке на рассвете. И, наконец, 21 декабря — Зимний солнцеворот. Короткий день и длинная ночь. Это рождение нового Солнца, Коляда. Годовой круг заканчивается. Вот тогда и пели Колядки. Они содержали информацию о сотворении нашего мира в народной интерпретации. К сожалению, они не сохранились в полном объеме. В мою коллекцию вошли с большим трудом найденные фрагменты текстов. Ноты давно были утеряны. До 21 марта Солнце набирается сил, растет, чтобы вновь одарить нас теплом, светом и помочь вырастить богатый урожай.

Народные обряды фото

Вы много работаете над тем, чтобы воссоздать старинные обряды в их первозданном виде. Тщательно их изучаете. Какой из них произвел на вас наибольшее впечатление?

Конечно же, свадьба. Она длилась целую неделю. Во второй половине 17 века французский военный инженер и картограф Гийом Левассер де Боплан посетил одну из них и написал: «Такой дикий народ, и такая развитая музыкальная культура…». Наши предки не просто пели, они с помощью песен передавали напутствия, предупреждения, намеки. Такие тексты не всегда понятны с первого раза современному зрителю. Но точно вызывают интерес, затрагивают душу. Поэтому я всегда говорю, что помогать расшифровывать смысл не нужно. Каждый человек должен сам его понять, пусть даже со второго или третьего раза. Тогда он точно получит ответы на свои вопросы.

Законодатели парижской моды

Женский народный костюм в каждом регионе нашей страны имеет свои отличия. Если говорить о Юге Украины, что из себя представляли в те времена наряды наших прапрапрабабушек?

Наши прапрапрабабушки были модницами. Из народного украинского костюма южного региона французские кутюрье позаимствовали множество элементов, которые стали классикой. Например, наши черевички – это высокий ботинок на маленьком каблуке со шнуровкой. Вы же помните, что в Гоголевских «Вечерах на хуторе близ Диканьки» такая обувь была настоящей девичьей мечтой. Оказывается, мечтали о таких же и в Европе. Кроме того, стали достоянием парижских подиумов: юбка годе, корсеты и сапоги. Вообще женский наряд мог многое рассказать. Двух одинаковых женских вещей в селе было не найти. Не говорю уже о вышивке, которая играла роль оберега. Знаменитые бусы, или, как их принято называть, «намиста», давали понять собеседнику, из какой семьи девушка. Самые дорогие бусы были у сироты. Так как они на себе носили все свои ценные вещи. По наряду можно было узнать, работящая ли женщина.

Старинный рушник и гребень фото
Фото: из личного архива героини

К слову, о «заимствовании» — даже у композитора Людвига ван Бетховена в его «9 симфонии» я уловила мотив нашей старинной народной песни «Журавель». По моим наблюдениям все великие писатели, ученые и первооткрыватели были немного этнографами.

Разноцветье голосов

Вы почти всю жизнь посвятили народной музыке, руководству коллективами, организации праздничных мероприятий. А 6 лет назад родился еще один ваш успешный проект — «етно-гурт “Зорецвіт”». Как родилась идея его создания, и кто вошел в этот ансамбль?

Я 51 год занимаюсь хоровым дирижированием, руководством вокальными ансамблями, организацией культурных мероприятий. Есть собственный опыт исполнения классических и народных произведений. Поэтому могу судить о специфике каждого стиля объективно. Народные песни очень близки мне. Моя бабушка и мама прекрасно исполняли такие произведения.

Древний украинский обрядовый фольклор — это не просто пение. Это целое сценическое действие, с завязкой, основной сюжетной линией и финалом. В нем обязательно присутствует мораль. Есть место импровизации. Аллегорически показываются образы, актуальные и понятные во все времена. Солисток называют «выводчицами», потому что они не просто поют, а виртуозно разукрашивают яркими оттенками своего голоса мотив. Как бы выводят его уникальный узор.

Наши девушки хоть и любители, зато с прекрасными голосами, артистичны и могут во время выступления полностью погрузить зрителя в атмосферу сюжета. В нашем коллективе полное взаимопонимание, мы очень увлечены тем, что делаем, и это важная часть нашей жизни. Нас часто приглашают показать истинную культуру края на мероприятиях с иностранными делегациями. Выступаем и в разных регионах страны. Часто бываем с концертами в Одесской области. Недавно выступали в ПГТ Любашовка. Это некоммерческий проект.

Украинская домра фото

Как реагируют наши современники на такой стиль, понимают ли его?

Старинные тексты — как шифр. Во время наших выступлений люди задумываются, пытаются понять «послание», чувствуют, что за этим стоит смысл. Ведь мы исполняем только оригинальные произведения. Поэтому довольно часто нас расспрашивают о некоторых не всегда непонятых слушателям моментах, словах. Я настаиваю на том, что человек сам должен постичь смысл.

Всему свое время

Старинный термос фото Украинские рушники фото Старинная домра фото Макет украинской хаты фото Старинный мужской костюм юга Украины фото Старинный женский костюм юга Украины фото
Фото: из личного архива героини

Есть ли надежда, что у вас будут последователи, что молодое поколение продолжит популяризацию нашей культуры?

Уверена, что продолжит. Сейчас большой интерес к этно-вечеринкам, возрождаются народные промыслы. Меня приглашают проводить мастер-классы по народному календарю и уроки по исполнению украинских песен настоящим народным голосом. Я думаю, что времена забвения для национальной культуры остались позади. Сейчас все, что чудом удалось сохранить, уже может быть передано молодым поколениям. И если они будут внимательны — смогут понять тот тайный смысл, который сокрыт в каждом тексте, в каждом обряде и в каждом узоре нашего богатого украинского древнего обрядового фольклора.

Фото: из личного архива героини, Shutterstock, Unsplash
дата публикации: 26 февраля 2020
Стань соавтором Folga'
Подскажи нам интересную тему или яркого одессита, о котором мы еще не успели написать!
Возможно, именно твой совет поможет нам создать новый материал!
Написать нам
мы позвоним, чтобы уточнить детали
можно ссылку на профиль в соцсети