Любомир Левицкий работает над еще одним амбициозным проектом — супергеройским фильмом «Капітан Україна». И опять-таки ломает правила игры: он огласил всеукраинский кастинг, чтобы найти актеров среди нас
Любомир Левицкий: «Кинобизнес — едва ли не единственный бизнес, в котором никто не спросит про диплом, даже в Голливуде»
Режиссер Любомир Левицкий давно вписал свое имя в историю украинского кино. Он первым снял украинский триллер «Штольня», а его фэнтези «Тіні незабутих предків» — одна из немногих окупившихся украинских картин. Сейчас режиссер работает над еще одним амбициозным проектом – супергеройским фильмом «Капітан Україна». И снова Любомир ломает правила игры: он объявил всеукраинский кастинг, чтобы найти актеров среди нас. Пройти пробы может каждый: все, что нужно, перейти на сайт проекта, заполнить анкету и записать видео.
В эксклюзивном интервью Folga' Любомир Левицкий рассказал, за счет чего американская киноиндустрия получает качественный продукт, чем она отличается от отечественной, как украинскому режиссеру заявить о себе в США, какое кино нужно снимать в Украине. Кроме того, режиссер поделился ценными советами, полученными от Гильермо дель Торо и Шинши Мосава.
В Одессу вы приехали на открытие киношколы «Не по-детски». Расскажите, почему вы решили поддержать это заведение.
Мы познакомились с киношколой «Не по-детски» на съемках фильма «Скажене весілля 3», куда меня пригласили в качестве режиссера. Нам нужны были дети. И к моему кастинг-директору обратилась сотрудница этого учреждения. И я такой говорю, мол, покажите, что у вас есть. Я был поражен уровнем подготовки этих детей. Таким образом, для съемок у нас были отобраны актеры именно из этой школы. Даже не из Киева.
То, что мы делаем в кино сейчас, — новую волну, они делают в учебе. Позже нас пригласили на мастер-класс, который я проводил в Киеве. Я посмотрел, как работают в школе и как увлеченно относятся родители, как они верят в своих детей. Это реально круто! Меня очень сильно вдохновил такой подход. И позже, когда мы уже ехали домой, я сказал, что у вас обязательно будет школа не только в Николаеве, но и в других городах. И вот — «Не по-детски» теперь и в Одессе. Мне вообще кажется, что Одесса должна была стать первой, потому что этот город является Меккой творческих людей и юмора. Здесь просто бьет кладезь талантливых людей.
Кроме юных актеров киношколы «Не по-детски» в «Скаженому весіллі 3» снимались звезды первого эшелона. Какие правила вы устанавливаете на съемочной площадке? Зависит ли это от актерского состава?
Очень демократичные! Юра Горбунов даже сказал, что я мягкий режиссер, потому что когда мы проводили пробы, я давал мало заданий актерам. Просто говорил, что делать, и смотрел. Юра говорит: «Любомир, тебе нужно держать их в руках!» Я отвечал, что у меня такой подход к работе. Я считаю, если вы начинаете давить на человека, он замыкается, и у него в крови начинает выделяться адреналин. Да, он работает качественно, круто, если он профессионал, но я не хочу иметь пластиковых актеров. Я хочу, чтобы они мне что-то давали.
Поэтому, в принципе, это мой подход к работе с актерами. Я очень многому у них учусь, очень многое от них беру, но никогда не позволяю им отойти от канвы истории, которая должна быть, и от канвы их характера. Это очень важно. Мы нащупываем в результате этот баланс и места, где им и мне нельзя переступать предел. Я никогда ни на кого не кричу, я всегда стараюсь делать все на очень творческом позитивном вайбе.
Вернемся к кинообразованию. Тарантино, Кэмерон, Кубрик и многие другие известные режиссеры не получили профильного образования. Как вы думаете, для работы в кино это важно? Самоучки имеют равные шансы на успех или это скорее исключение из правил?
Кинобизнес является едва ли не единственным бизнесом, в котором вас никто не спросит о вашем дипломе, даже в Голливуде. Обязательно спросят о работах, которые вы сделали и с кем работали. Диплом — это уже ваше личное дело. Вам решать, нужен он вам или нет. В Украине уровень образования немного хромает, потому что в институтах, где обучают мастерству кино, преподаватели — не практикующие люди. Это люди, которые снимали кино в начале 60-х годов, а может быть, и вовсе не снимали. Их технология обучения направлена на работу с кинопленкой. Это примерно то же, что учить людей ездить с механической коробкой передач, хотя давно уже есть автомат. Кино — это очень прогрессивное ремесло, и каждый день мы сталкиваемся с новыми технологиями. Почти ежедневно появляется что-то новое, новый подход. И если этого не знать и этому не учиться, можно остаться далеко позади, потому что талант в кино — это одна из составляющих, а практическое обучение — самое основное.
А как вы попали в кино?
У меня как у режиссера нет профильного образования. Я учился на археолога, хотел быть Индианой Джонсом (смеется. — Прим. ред.). Также я учился на историка, потом долго пытался искать свой путь. И позже, когда нашел себя, стал прокачивать себя литературой. Но кино — это практическая вещь. Это как управлять самолетом: ты можешь прочесть 100 книг, но сесть за штурвал — и не улететь. Это совсем другое дело. Здесь нужно все пробовать с нуля. Я начинал работать на площадках в качестве ассистента. А потом все пошло-поехало, пока я не снял свой первый фильм. И прошло почти четыре года, пока я выучил, как все называется, как работает площадка изнутри. Это та история, когда говорят, что хороший директор завода — тот, кто начинал с грузчика. Вы знаете все процессы изнутри. Поэтому профильное образование не обязательно, но я никого не демотивирую. Пожалуйста, учитесь! Конечно, если у вас есть время и вы хотите учиться, то делайте это, потому что высшее образование — это полезная вещь, но диплом не принесет вам тех работ, о которых вы мечтаете. Я считаю, нужно учиться самому. Самообразование очень важно. И честно говоря, мы живем в такое время, когда YouTube нам может дать лучшие мастер-классы мира, лучшие туториалы, лучшие бэкстейджи. Можно учиться дома по 5 часов в день и не ощутить, что ты не учишься в университете. Но для этого нужна самодисциплина.
Любомир Левицкий — режиссер года по версии Celebrity Awards 2020. Насколько важно для режиссера побеждать в таких номинациях? И что значит для вас эта награда?
Я с юмором отношусь ко всем наградам, даже к «Оскару», потому что все это оценка людей, и все это привязывается к какому-то времени. Например, сегодня я могу сделать какой-нибудь фильм, и он всем понравится, я получу «лучшего режиссера» за этот фильм, но потом 10 лет не сделать истории, которая помогла бы мне доказать, что я еще на что-то способен. Поэтому это очень относительные вещи и очень редко бывает, когда у режиссера все проекты успешные. Потому что мы зависим от истории, от того, как мы ее найдем и насколько она будет своевременно представлена, насколько она будет интересна людям, тем территориям, куда вы ее продаете и где вы ее показываете и т.д.
Для меня самой большой наградой является зрительская любовь. Это то, что мне нравится, и ради чего я работаю. Когда я могу запустить фильм в кинотеатре, ко мне придут десятки тысяч человек и оценят его. Это очень круто!
Конечно, каждый творческий человек хочет признания, хочет, чтобы его погладили по головке и сказали, какой он молодец. Мне наверняка очень долго придется ждать этого в украинском кинобизнесе, потому что мои взгляды на развитие кино, рынок полярны взглядам моих коллег. Меня называют аутстендером украинского кино. Раньше вообще говорили, что я американизирую украинские реалии, но на самом деле я уже доказал, что это просто был признак хорошего вкуса нашей команды, а не американизация чего-то. Абсолютно нет. Как-то сложилось, что если это Украина, то в фильмах обязательно должны быть показаны плохие дороги, какие-то ободранные подъезды, потому что иначе в нашей стране не может быть. А я это сделал не так.
В 2014 году мы пытались показать идеальные дороги в Карпатах, а нам говорили: «Нет, неправда, не будет таких дорог». А они сегодня есть. Вы можете приехать на Ferrari в Карпаты. Дороги — идеальные. У нас прекрасная современная архитектура в городах, у нас совсем другая культура молодежи, то есть все меняется. Я не режиссер с зеркалом, я режиссер-визионер, поэтому стараюсь показывать так, как мне хотелось бы. И, к счастью, так и происходит. Поэтому ждать от нашего коммьюнити, что меня похвалят, скажут, что я молодец, — сомневаюсь, что это когда-нибудь произойдет. Наша тусовка достаточно ревнива, и каждый считает, что именно его версия верна. Но это такой шарж, я к этому отношусь с юмором. Я очень люблю конкуренцию и очень люблю критику.
Что касается критики: некоторые обзоры ваших картин набирают сотни тысяч просмотров на YouTube. Вы смотрите видео или текстовые рецензии на ваши работы? Как к ним относитесь?
Я очень люблю умные комментарии и умную критику. Что нужно брать от критики? Нужно учиться. Критика должна делать нас лучше. Многие начинающие допускают большую ошибку, потому что не воспринимают ее. Они так говорят: «Что вы понимаете? Я так вижу». Это плохо, потому что нужно учиться даже у людей, которые, возможно, тебе непрофессионально что-то комментируют. Но все это нужно учитывать. Есть, конечно, комментарии типа «все дерьмо». Это ни о чем комментарии, и ты их проходишь, потому что о вкусе спорить невозможно. Однако, когда люди комментируют какие-то классные вещи, даже если в отрицательном смысле, но объясняют, почему это плохо, то круто.
Кстати, я благодаря критике понял очень важную вещь. В первых своих трех фильмах я допускал одну очень значимую ошибку. Я сильно увлекался формой фильма, то есть страшно хотел, чтобы мое кино выглядело как голливудское. Я хотел, чтобы украинцы поняли, что здесь можно делать классный продукт, а молодежь мотивировалась и сказала: «Вау, класс, мы тоже так хотим!» И я столько внимания уделял этой форме, что забывал о характерах, об их идентичности. Объясню. Любое локальное кино может выиграть у голливудского единственным инструментом – локализацией. Например, знакомым местом, где мы часто ходим, знакомым характером (речь о персонаже), которого мы понимаем и который похож на нашего друга или соседа. Это реально то, что работает лучше, чем в голливудском кино. И если всю эту историю мы видим в крутой упаковке, то даже не думаем, на какой фильм идти. И тем самым выигрываем у голливудской продукции. На локальном рынке один наш фильм конкурирует с 5 голливудскими, и люди должны решать, на какой купить билет. Не уделяя внимания этой локализации, я проигрывал. Кассовые сборы были, в принципе, и без того велики, но мы могли бы иметь больший успех, в 5 раз, если бы брали тех же персонажей, например в «Тінях незабутих предків», и делали их не такими выхолощенными, а похожими на людей, которых мы знаем. Все это я понял читая критику: мне говорили, что персонажи очень похожи на американских. И я понял, что нужно искать какой-то компромисс, но не заходить в какое-то жлобство, а выдерживать баланс между стилем и реальностью.
Расскажите о вашей работе в Голливуде. В результате чего американская киноиндустрия получает качественный продукт?
У меня всегда была мечта сделать американский фильм, потому что американское кино является некой международной валютой — это кино, которое смотрит весь мир. Хотя сейчас компания Netflix доказала, что не только американское кино лучшее в мире, но и научила европейцев смотреть европейские фильмы. Но опять же у американского кино свой определенный бренд. И мне действительно хочется сделать именно фильм на том рынке с американскими актерами, но обязательно с каким-нибудь нашим привкусом. В Голливуде есть несколько путей развития.
Первый путь — independent development. Это когда вы можете озаботиться о разработке своего проекта с нуля: найти сценариста, найти тему, начать писать сценарий, после этого искать финансирование, актеров. То есть собирать свой фильм в единое целое. Это достаточно сложный путь, но вы будете независимы. Другая дорога — вы можете снять короткометражный фильм, подать его на все фестивали мира, еще и на Sundance Film Festival, куда приезжают дистрибьюторы из Голливуда. И, может быть, вас заметят и предложат сотрудничество. Есть еще и третий путь: вы можете дома сделать очень большой проект, тот, который вы не сможете сотворить в США. Снять его недорого, но очень качественно. Таким образом, на вас обратят внимание американские агенты, которые поймут, что вы талант и умеете экономить деньги. Ибо студии больше всего что любят? Правильно, экономить деньги!
Для себя я выбрал два пути, и двигаюсь ними параллельно. Первый — мы планируем выстрелить дома. Снять картину, которая будет стоить дешевле, чем выглядеть, но при этом будет очень качественной. А второй — я начал развивать свой маленький американский проект. Это триллер, снятый в одной локации. Очень простая история. Сценаристом у меня будет Дэвид Рензил. Он был координатором сценаристов сериала «Большая маленькая ложь» (Big Little Lies). Я очень хотел сам написать сценарий, потому что несколько лет уделяю внимание сценарному мастерству. Однако мой оператор и сопродюсер дал мне совет — не писать сценарий к своему первому американскому кино самому, даже если я знаком с американской культурой, потому что это не сделает меня коренным жителем этой страны. Я послушал его и пошел к Дэвиду, а он в свою очередь трансформировал эту историю под себя, сделал ее немного романтичнее, объемнее и технологичнее.
Получается, чем проще история, тем лучше?
Мой друг Шинши Мосава, один из продюсеров фильма «Не дыши» (Don't Breathe) и сериала «Ходячие мертвецы» (The Walking Dead), рекомендовал писать очень простые истории. Так же мне сказал Гильермо дель Торо, когда я был на показе фильма «Форма воды» (The Shape of Water) на студии Fox. После премьеры я подошел к нему и сказал, что я режиссер из Украины, параллельно развиваюсь в США, и мне интересно, как не упустить время. А он ответил: «Слушай, делай простое кино, бери простую историю, но делай это очень круто. Не лезь в сложные».
Поэтому я пришел с простой историей к Дэвиду Рензилу, а он ее немножко осложнил, что сразу сказалось на этапе девелопмента. Когда ты начинаешь собирать кастинг, искать бюджет, то понимаешь, что у тебя всего больше, чем должно быть, а все это занимает время. В Голливуде об этом периоде говорят: development hell.
Что больше всего занимает времени?
Когда вы достучались до агента звезды, и ей действительно понравилась идея, она готова ознакомиться со сценарием. Но пока она его не почитает, вы не имеете права предлагать его никому больше. Эти этапы чтения сценария могут длиться месяцами. А у вас попросту нет главного героя. А если у вас нет звезды, вам не подтверждают финансирование, и вы не можете вылезть из этой ямы, потому что звезда почитает и скажет: «Мне не нравится», или «Я ожидала другой концовки», или что-то еще. И ты все время в таком подвешенном состоянии.
С этим мы столкнулись, работая над проектом «Скелет у шафі» (Skeleton in the Closet). Это история о парочке классных хакеров — парне-украинце и его девушке-американке. Мы писали сценарий до 2020 года, и наступил момент, когда нам дали подтверждение практически по всем позициям, и все, что я должен был сделать, — прилететь в Лос-Анджелес на финальную встречу с агентом. Мы должны были полностью понять, как работать с актером и на каких локациях. Но случается СOVID, и весь Голливуд останавливается. Графики летят, актеры отказывают, съемки запрещены и т.д. В результате весь проект распался на куски, а мы сегодня снова собираем его.
А чем вообще американская киноиндустрия отличается от украинской?
Во-первых, американцы – невероятно ответственные в работе люди. Они ясно умеют планировать рабочий процесс. Я не знаю, какая еще нация в мире так делает. Может, немцы. В этом и состоит их суперсила. Они очень ответственно относятся к дедлайнам, чтобы иметь время исправлять какие-то проблемы. Это действительно мастера своего дела. Во-вторых, американцы очень боятся потерять работу. Сама система финансирования в Штатах такова, что вы должны быть закредитированы. Вы должны взять машину в кредит или купить дом в кредит, даже если у вас есть на это деньги: нужно создавать себе кредитную историю, а если у вас ее нет, вам не доверяют. Поэтому у американцев всё в кредит. А если у вас всё в кредит, вам постоянно нужна работа и стабильный заработок. В Украине этого никто не боится. Да ничего! Потерял работу — поживу у мамы и буду меньше есть. У нас многое делается очень халатно, очень часто встречается поверхностное отношение к работе. Люди не дожимают до конца. Даже если брать украинское кино, украинские истории, многие режиссеры не дожимают до конца даже сцены: вы не чувствуете в них эмоций.
В-третьих, бюджеты. Конечно, американцы выделяют большие бюджеты, но не потому, что им хочется это делать. Просто на то есть свои причины. Первое — это огромный гонорар кинозвезд, знающих себе цену, потому что именно они производят продажи. Дальше – юнионы: это профсоюзы. Все актеры, режиссеры, операторы, сценаристы, композиторы, которых уважают в Голливуде, входят в профсоюзы. Юнионы защищают их интересы.
Например, я бы мог договориться с Дэвидом Рензилом, чтобы он написал мне сценарий за 20 тысяч долларов, и он охотно сделал бы это для меня, поскольку мы друзья. Но я не могу заплатить ему 20, а должен заплатить 40, потому что если он не покажет юниону, что получил от меня 40 тысяч, я не буду иметь право поставить его в титры. У профсоюзов четко прописаны алгоритмы. Например, если бюджет фильма 1 миллион долларов, то минимальный тариф сценариста – 40 тысяч. Если у фильма бюджет 10–15 млн долларов, то минимальный тариф сценариста – 100 тысяч. Иначе – просто никак.
Это сделано для того, чтобы не ломать рынок и чтобы не было кумовства?
Конечно! Американцы в корне уничтожили коррупцию.
Что еще контролируют юнионы?
Профсоюзы также следят за рабочим временем: вы не можете работать со звездой более 10 часов в сутки. Не так, как у нас по 16–20 часов. Там нет такого.
Но сегодня американцы начинают искать, на чем сэкономить. Сейчас Голливуд перешел в фазу расползания по миру. Лос-Анджелес, я бы сказал, теряет свою позицию киностолицы мира. Все величайшие фильмы США снимаются в Атланте. Весь Marvel снимается в Атланте. Все связано с квалификационными расходами – rebate. Это такая штука, которая помогает продюсерам возвращать до 40 процентов общих затрат на съемки. Объясняю. Вы приезжаете в Канаду, набираете канадских специалистов, снимаете на канадских локациях, и вам Канада за это чеком возвращает 30 процентов ваших расходов. Вы потратили 1 миллион, задекларировали это, доставили эту декларацию на сайт правительства и забыли. Пока вы закончили съемки, приехали, а к вам уже по почте пришел чек на эту сумму. Нет бюрократии, нет никаких комиссий! Есть доказательство, что вы потратили эту сумму, вам вернут часть денег.
Где еще работает такая система?
Эта система также работает в Венгрии, Чехии и во многих странах Европы. В Украине уже тоже ввели эту систему, «20+5%», если вы показываете украинские локации как Украину, а не просто используете их технически. У нас эта система не работает автоматически как в Канаде. У нас создается комиссия, которая решает, получите ли вы деньги или нет. Но я надеюсь, что все это быстро изменится, потому что сейчас это опять-таки коррупционная модель.
В Украину приезжает уже очень много съемочных команд. Французский сервис Netflix снимал фильм с Жан-Клодом Ван Даммом. Этим занималась компания Star Light Media. Все потихоньку двигается. Но сейчас существует огромная разница между рынками.
Что нужно делать украинским режиссерам, чтобы изменить ситуацию?
Нам нужно делать две категории фильмов: простые истории о нас и истории о победителях, новых героях. Желательно снимать комедии, потому что украинцам очень нравится этот жанр. К сожалению, нужно отказаться от фильмов о страданиях. Украина страдает очень много лет, и все это пение на кобзах нужно отпускать. Следует показывать новых украинцев, новых крутых ребят и девушек, которые сегодня делают классные вещи. У нас очень крутые предприниматели, которые уже создали очень много качественных стартапов на мировом уровне. Почему об этом не снимать фильмы? Почему не показывать байопики?
А над чем вы сейчас работаете и чем планируете порадовать зрителей в будущем?
«Капітан Україна» — это история о победителе. Бюджет фильма составляет 2 миллиона долларов. Мы уже завершили финальную версию сценария. Самое интересное — это то, что в проекте будет много инноваций. Во-первых, это кастинг. Многие актеры в Украине жалуются на определенную мафию в кастинг-сфере: кастинг-директора повсюду протягивают своих актеров (это нормально, потому что всюду есть свое лобби).
Но я подумал, что нужно идти от обратного и дать шанс всем. Поэтому я нашел во Львове крутую IT-компанию, с которой мы разработали сайт проекта «Капітан Україна», на котором проводим онлайн-кастинг.
Пройти пробы очень просто: актер открывает смартфон, заходит на сайт «Капітан Україна» раздел «Кастинг», находит нужного ему персонажа, читает его характеристику, и если он нравится и подходит по параметрам, претендент загружает сцену и записывает самопробу. После того, как актер загрузил видео на сайт, ему нужно выбрать, остается ли он тайным или становится публичным, — чтобы мы понимали, можем ли мы публично показывать его видео или нет. Прием заявок на сайте продлится до 1 ноября.
На втором этапе мы будем публично рассматривать видео актеров. Я приглашу кастинг-директоров, режиссеров и мы просмотрим все видео от участников кастинга и прокомментируем их. Сразу дадим фидбек. Далее в больших городах Украины мы договариваемся с известными пранкерами и отправляем туда актеров, чтобы они отработали в реальных условиях. Когда мы сузим круг претендентов, то проведем классические кинопробы во всех крупных городах Украины.
На сайте также есть фандрайзинг, который мы запустили на День независимости. Я не люблю о чем-то просить людей, я люблю предлагать — поэтому мы запустили производство футболок. Это футболки оверсайз, на которых вы сами можете менять принт. То есть, каждый день вы можете менять надпись под свое настроение. В вашем гардеробе может быть 100 футболок, но такая футболка тоже должна быть. И каждый, кто возьмет эту футболку, становится соинвестором фильма и автоматически попадает в титры. Все деньги от продаж пойдут на реализацию проекта.
Почему «Капітан Україна»?
Многие ассоциируют проект с «Капитаном Америка». Но наш фильм не имеет никакого отношения к комиксам, Marvel и DC. Это отнюдь не попытка что-то скопировать. Совершенно. У нас более глубокая история за этим. Дело в том, что наш главный герой — правнук очень известного (еще неизвестного, но мы его сделаем таким) украинского журналиста Юрия Будяка,который уехал в Африку, стал капитаном армии во время Англо-бурской войны и спас от расстрела Уинстона Черчилля. Наш герой — журналист-блогер современности, который борется в Украине с олигархами и попадает в жернова очень серьезных разборок. Источником суперспособностей героя станет трипольская культура.
Когда мир увидит «Капітана Україну»?
Если мы соберем деньги до конца года, то надеемся начать съемки летом 2022-го, а выход фильма планируется на начало 2023 года. Но тизеры, трейлеры вы можете увидеть в конце лета следующего года.
Представим вас в роли актера. У какого режиссера хотели бы сняться?
У Мартина Скорсезе.
Вы работали над комедиями, триллерами, хоррорами. Какой жанр ваш любимый?
Мистика в миксе с комедией.
Вы снимали клипы для Потапа, Виталия Козловского, Камалии и других артистов. А с кем бы еще хотели поработать?
Не хочу снимать клипы вообще.
Кто, по вашему мнению, самый востребованный актер в Украине?
Ахтем Сеитаблаев.
3 лучшие мировые кинокартины.
«Паразиты», «13 часов», «Волк с Уолл-стрит».
Лучший совет, который вы получили за годы профессиональной деятельности.
Совет Гильермо дель Торо делать простые истории.
Лучшая режиссерская работа Любомира Левицкого.
Сегодня – «Тіні незабутих предків».
Три основные добродетели, которыми должен обладать режиссер.
Мудрость, взвешенность и талант. А еще вкус!
Есть ли универсальный рецепт успешного проката?
Хорошая промокампания! Надо сделать фильм звездой еще до старта съемок.