
О создании частной школы в Одессе, образовании будущего и современном поколении в интервью Folga’ рассказала основательница Urban School Маргарита Кириллова
Маргарита КИРИЛЛОВА, Urban School: «Современное поколение ставит высокую планку для педагогов»
Urban School — современная школа II и III ступеней, где учат без репетиторов. Она открывает свои двери в Одессе для прогрессивных, талантливых и целеустремленных ребят. Стартапы, коворкинг, мехатроника и робототехника — это не просто набор слов с непонятным значением. Это то, чем ежедневно занимаются ученики Urban School. Об образовании будущего, главных принципах школы и подходах к современному поколению рассказала основательница Urban School Маргарита Кириллова.
Расскажите о создании Urban School. Как все начиналось?
Школа жила внутри меня всегда. Мне было интересно познавать мир, задумываться и сопоставлять. Каждый день — новое открытие. Это я прививала своим детям, их друзьям, а потом и всем ребятам, которые оказывались поблизости.


Пригодился ли вам при создании школы опыт работы в Музее интересной науки? Что общего в этих проектах?
Музей интересной науки возник от желания поделиться своим восхищением, поддержать живой интерес к знаниям и у детей, и у взрослых. Но музей — лишь первая ступень, демонстрирующая, насколько увлекательно познание, и побуждающая задавать самые простые вопросы: «Почему? Как это работает? А что если?» Однако хорошее образование должно быть систематическим, поэтому создание школы для меня стало следующим логичным шагом.


Фото: Urban School
Вы перенимали чей-то опыт? Кто вам помогал?
За 6 лет руководства музеем я детально изучила запросы, позиции и беды родителей, детей, учителей и администрации школ. Разрабатывала и проверяла методики, изучала опыт образования разных стран. В результате этой работы родился проект Urban School.
Расскажите о сложностях, с которыми сегодня сталкиваются частные школы.
Сейчас все школы движутся двумя путями. Первый — стандартный обезличенный подход: «Сели, слушаем учителя». Второй — демократичный: комфорт учеников превыше всего. В первом случае абсолютно не учитывается, что человечество находится в огромном потоке информации, а дети в нем плавают, словно ловкие рыбки. И учитель стандартной школы, транслирующий сведения из школьных учебников, совершенно не актуален. Такая школа демотивирует, и мы слышим повсюду: «Дети не хотят учиться, они вообще ничего не хотят…» Второй подход, ориентированный на комфорт, и вовсе не предполагает качественного образования, а ученикам быстро становится скучно.
Фото: Folga', Urban School
Во многие школы принимают по результатам вступительных экзаменов. Как проходит прием в вашу?
Мы принимаем в школу всех учеников, независимо от уровня знаний. При зачислении ребенка проводим с ним собеседование-тестирование с педагогами по разным предметам и с психологом. По результатам выстраиваем индивидуальную траекторию обучения. Она учитывает не только реальный уровень знаний по основным дисциплинам, но и личную скорость восприятия информации, спектр интересов и психические особенности ребенка. Так мы гарантированно заполним пробелы в знаниях ребят и сможем их мотивировать к дальнейшему обучению.
Там, где все понятно, можно учиться быстро, интересно и достичь значительных высот в образовании.

Фото: Folga’
Сколько планируете набрать учеников? Какое количество детей будет в каждом классе?
Максимальное количество учеников в нашей школе — 150. В одном классе не более 15 человек.
В Urban School делают ставку на молодых специалистов. Какие у них преимущества перед учителями с большим опытом? Как происходит подбор педагогов?
Мы действительно ставим на молодых преподавателей университетов. Основные критерии отбора — свободное владение предметом, грамотное использование цифровых технологий, гибкость мышления и готовность работать с детьми в формате партнерства по сложившимся стандартам. Мы предлагаем нашим ученикам возможность выходить за рамки школьной программы в тех направлениях, которые им наиболее интересны.

Фото: Folga’
Команда школы уже сформирована?
Она формируется, набран полный состав педагогов-предметников. Выбираем еще только учителя географии. Есть замечательный психолог и специалист по профориентации. Преподаватели, которые будут вести инженерный, IT, архитектурный, экологический и театральный проекты. Ведем переговоры с музыкантами для открытия Школы современной музыки.
А с вузами планируете сотрудничать?
Школа предполагает активную работу с вузами в нескольких форматах. Это кураторство проектов Urban School прогрессивными научными руководителями и работа наших учеников в лабораториях вузов.

Фото: Urban School
Удалось ли с какими-то уже достичь договоренностей?
Мы планируем активное сотрудничество, прежде всего, с Одесской национальной академией пищевых технологий, Государственным университетом «Одесская политехника» и Одесским национальным университетом им. И. И. Мечникова. Эти вузы готовы оказывать консультационную и менторскую помощь в проектах, предоставлять доступ в учебные лаборатории. Кроме того, в проектах будут принимать участие реальные бизнесмены, маркетологи, экономисты, которые помогут практической реализации разработок наших учеников.

Фото: Urban School
Как вы считаете, хороший директор школы — это педагог или управленец?
По моему мнению, хороший директор — это, прежде всего, администратор. Педагоги владеют программой, методиками преподавания и разделяют наши ценности. Ученики набраны. Задача директора — грамотное управление всеми процессами с сохранением миссии школы. А наша цель — дать ребятам большую актуальную базу знаний, навыков, компетенций и предоставить возможность для полноценной реализации всех их способностей.

Фото: Urban School
Фото: Urban School

Фото: Urban School
С какими вопросами к вам чаще всего обращаются родители?
Как правило, с беспокойством о том, что ребята совсем не хотят учиться в школе, да и вообще ничего не хотят.
С нынешним поколением школьников работать сложно или скорее интересно?
Сложно, но очень интересно. Сегодняшние дети не принимают фальшь и непрофессионализм — мгновенно выходят из контакта. И это ставит высокую планку для всех педагогов. Невероятно интересно, потому что у ребят огромная скорость восприятия материала, объемность мышления, отсутствие догм, открытость новому. Им только давай возможности — они с готовностью берут и быстро превосходят педагогов. Воистину новое поколение! С такими учениками можно быть лишь в партнерстве. Договорившись о правилах, поддерживая и помогая.

Фото: Folga’
К талантливым детям нужен особенный подход. Я знаю, что в вашей школе с ребятами будут работать психологи и тьюторы. Расскажите об этих и других особенностях учебного процесса в Urban School.
Хотелось бы выделить несколько приоритетов. Во-первых, наша цель — научить детей работать самостоятельно. Во-вторых, предоставить качественный обучающий контент: помимо школьных учебников — разнообразную справочную литературу, видеоматериалы, проводить практические занятия. В-третьих, привести грамотных лекторов и организовать процесс обучения так, чтоб мотивировать детей к учебе и развитию, и дать возможность самореализации для каждого. В такой ситуации ученикам не понадобятся репетиторы.
Действительно, образовательный процесс сопровождают тьюторы, которые отвечают за выстраивание и коррекцию индивидуальной программы для каждого ученика.
Они помогают сформировать познавательный запрос и следят за тем, чтобы те не теряли учебную мотивацию и понимали, что они хотят получить от школы и занятий в целом. На одного тьютора — 10 учеников. Еще в школе очень грамотный психолог, принимавший активное участие в создании нашего авторского курса «Эффективное обучение», он его и ведет. Психолог при необходимости будет консультировать учеников. Его первостепенная работа заключается в поддержании связи с учителями и тьюторами. Педагоги находятся с учениками в рамках партнерских отношений. Прежде всего, это означает соблюдение оговоренных правил и взаимную ответственность.
Фото: Urban School
Школа работает формате полупансиона. Расскажите о том, что происходит после окончания уроков.
Все школьное время мы делим на учебные блоки: консультации с педагогами, практические и лабораторные занятия, самоподготовка по базовым и творческим дисциплинам, проектное время, спортивные занятия, танцы, музыка, лекции у привлеченных специалистов, дискуссии, тренинги, профориентация, походы и так далее. Каждый ученик принимает участие одновременно не менее чем в двух проектах.
Планируете ли организовывать досуг детей во внешкольное время?
Urban School работает с 8:30 до 17:00 в будние дни, а все внешкольное время, с 17:00 до 21:00, мы посвящаем первому в Одессе хабу для подростков. Пожалуй, это единственное место в городе, которое принадлежит только подросткам. Здесь можно пообщаться со старыми друзьями или найти новых. Выучить школьные уроки с консультантами-педагогами, участвовать в различных проектах и ежедневной деятельности. Заниматься в Школе современной музыки, стать актером в театре Urban и многое другое. Открылся наш хаб 26 июля.
Мы не упустили возможности пообщаться с родителями учеников.
Фото: Urban School
— Почему выбрали именно Urban School?
Татьяна, мама 13-летней Елены и 15-летнего Глеба
Мы хотим уйти от школы старого формата. Дети уже другие, и им нужны новые подходы. Мы ожидаем, что их потенциал будет раскрыт, они узнают и почувствуют свои возможности.
Татьяна, мама 13-летней Дианы
Мы выбрали эту школу, потому что здесь абсолютно новый подход к обучению и развитию детей как на уроках, так и после занятий.
Антон, папа 12-летнего Кирилла
Во-первых, Urban School нам рекомендовали друзья. За последние годы Кирилл сменил три частные школы, в которых им никто не занимался. Здесь же предложили индивидуальный подход. Во-вторых, Кириллу очень здесь понравилось — это самое необычное пространство, которое мы видели. В-третьих, соотношение цена/качество. В последней школе мы платили большие деньги, а по факту получили обычное учебное заведение в ужасном здании с преподавателями, которым нет дела до своих учеников. В Urban School иной подход, и это мы поняли еще во время первого посещения.
Людмила, мама 12-летнего Тимура
Здесь учителя заинтересованы в обучении детей и смогут найти к ним новый подход, и повысить успеваемость. Хочется, чтобы у ребенка в корне изменилось отношение к учебе — в лучшую сторону.
Татьяна, мама 13-летней Елены, и 15-летнего Глеба
Мы хотим уйти от школы старого формата. Дети уже другие, и им нужны новые подходы. Мы ожидаем, что их потенциал будет раскрыт, они узнают и почувствуют свои возможности.
Татьяна, мама 13-летней Дианы
Мы выбрали эту школу, потому что здесь абсолютно новый подход к обучению и развитию детей как на уроках, так и после занятий.
Антон, папа 12-летнего Кирилла
Во-первых, Urban School нам рекомендовали друзья. За последние годы Кирилл сменил три частные школы, в которых им никто не занимался. Здесь же предложили индивидуальный подход. Во-вторых, Кириллу очень здесь понравилось — это самое необычное пространство, которое мы видели. В-третьих, соотношение цена/качество. В последней школе мы платили большие деньги, а по факту получили обычное учебное заведение в ужасном здании с преподавателями, которым нет дела до своих учеников. В Urban School иной подход, и это мы поняли еще во время первого посещения.
Людмила, мама 12-летнего Тимура
Здесь учителя заинтересованы в обучении детей и смогут найти к ним новый подход, и повысить успеваемость. Хочется, чтобы у ребенка в корне изменилось отношение к учебе — в лучшую сторону.
