Михаил Бейзерман и Бата Недич в интервью для издания Folga'

Телеведущий, продюсер, режиссер, сценарист и психолог — все эти профессии делят между собой герои нашего интервью, задумавшие устроить кинопереворот в Одессе. Мы не упустили шанс пообщаться с ними

Михаил Бейзерман и Бата Недич: «Одессу ждет КИНОПЕРЕВОРОТ!»

Кино и Одесса всегда были неразделимы в мировоззрении не только одесситов, но и жителей многих других городов мира. Снять хотя бы один кадр в нашем городе в XX веке считалось достижением для режиссера. «Броненосец Потемкин», «Ночной извозчик», «Человек с киноаппаратом», «Жажда», «Астенический синдром» — все они сняты здесь. И хотя старая добрая классика все еще греет сердце, но хочется и чего-то новенького. Поэтому сегодня я с большим удовольствием познакомлю вас с людьми, которые обожают наш город и намерены, ни много ни мало, вернуть Одессе звание мировой киностолицы.

Михаил Бейзерман и Бата Недич снимают кино в Одессе фото
Фото: из личного архива героев

Михаил Бейзерман — одессит и шоумен. Бата Недич (он же Светислав Богославович Недич) — известный украинский режиссер сербского происхождения. Вместе они создали производственную компанию под названием «ВВ Cinema» и уже начали снимать в Одессе «местное кино» — с нашими актерами и нашими же сценаристами. Мне удалось встретиться с ними за чашечкой кофе на небезызвестной «Книжке» как раз в тот момент, когда они обсуждали план надвигающегося кинопереворота.

Вся Одесса знает вас как телеведущего программы «Хлеба и зрелищ» на Первом городском. А что еще интересное мы не знаем? Кто такой Михаил Бейзерман?

М. Бейзерман: Это очень сложно. Я ответ на этот вопрос пытаюсь найти уже 57 лет. Когда-то был очень хорошим рекламистом, им и остался. К тому же занимаюсь продюсированием, потому что рамки рекламы стали тесны. И если раньше я продюсировал какие-то проекты от случая к случаю, то сейчас это стало основной профессией, помимо телеведущего. Мои друзья — генеральный директор и продюсер канала «Первый городской» — остались без ведущего и попросили меня попробоваться. Я над ними сначала посмеялся. А теперь, говорят, «Хлеба и зрелищ» — самая рейтинговая программа в Одессе. Потом появился Бата, который случайно забрел к нам отдохнуть между съемками. Пришлось организовать ему пятидневную прогулку по Одессе, после чего он решил стать одесситом.

А сейчас, если я правильно понимаю, пришел черед браться за кинематограф вместе со Светиславом Недичем?

М. Бейзерман: Да, мы с Батой решили восстанавливать кинематографическую Одессу на ее законном пьедестале. Думаю, не секрет, что одесская кинофабрика была первой еще в Российской империи, и первая киностудия была у нас, и даже первый кинопоказ в мире прошел в Одессе — на 3 года раньше, чем у братьев Люмьер в парижском «Гранд-кафе». На сегодня порядка восемнадцати лет ничего не снималось на Одесской киностудии. И сейчас мы снимаем два сериала и ситком. Первый сериал — «Одессея», который планируем сделать бесконечным! Каждый сезон будет основан на рассказах какого-то одесского писателя. Первый — по книге Юлии Вербы «Молдаванское отродье».

Ситком, который мы снимаем, называется «Иванова 45». Это чистая комедия в жанре, который мы придумали первые — документально-художественный ситком. Все актеры в нем играют сами себя. Мы взяли костяк — когда-то мегазвезд «Каламбура»: Вадима Набокова, Татьяну Иванову, Алексея Агопьяна. Актеры, которым уже под полтинник, не так популярны как раньше, вот они и решают свои жизненные проблемы. И все они живут в трех соседних квартирах.

Плюс у нас в запуске один полнометражный фильм. Пока не буду рассказывать. Сценарий есть, съемочная группа есть, заканчиваем решать проблемы по финансированию. Плюс Бата будет снимать детективно-исторический фильм «Анатра-Анасаль». Он про первый самолет, который выпускался на территории Российской империи перед Первой мировой войной на заводах Анатры в Одессе.

Наша главная задача — сделать Одессу столь же узнаваемой на экранах кино и телевидения, как вы узнаете улицы Сан-Франциско, ни разу не побывав там.Мы это делаем потому, что деньги и инвестиции всегда приходят в город вслед за известностью и культурой. А мы хотим много денег. Да, мы жадные!(смеется — прим. ред.). А вообще, конечно, мы хотим развивать Одессу. Мы понимаем, какой потенциал у этого города.

Украинский режиссер Бата Недич на съемках фото
Фото: из личного архива героев

А как в нашем городе обстоят дела с талантливыми артистами? Они есть? И как происходил отбор актеров для «Одессеи» и «Иванова 45»?

Б. Недич: Все наши проекты связаны исключительно с Одессой, поэтому и наши актеры — одесситы. Никаких приезжих авторов, актеров у нас не будет. Возможно, мы будем привлекать людей, которые уже осели в Одессе. Это довольно известные люди, которых знают далеко за пределами Украины. Например, Алексей Горбунов, Даниил Белых. Немножко обидно, что минские КВНщики снимают в Киеве про Одессу. И все то, что мы видим на телевидении об Одессе за последние десять лет, — не снималось в Одессе.

Мы работаем еще и на театральной сцене. И 12 апреля мы выпустили успешную премьеру — комедийный спектакль «Посланец народом». Мы соединили невозможное: здесь были задействованы актеры Русского драматического театра и Дома клоунов. Так мы и подбираем актеров — работаем с ними, «щупаем», чтобы понять, на что они способны. Мы занимаемся этим довольно долго, знаем, кто есть кто в одесских театрах. Приглашаем к сотрудничеству тех, кто нам нравится, нарабатываем актерскую базу для будущих проектов. И я с полной ответственностью могу сказать, что уровень артистов в Одессе не хуже, чем в Киеве или в Москве. Просто у них не было возможности себя проявить.

Съемки сериала «Одессея» в Одессе фото На съемочной площадке сериала «Одессея» фото Съемки сериала «Одессея» фото Сериал «Одессея» по книге Юлии Вербы Первый сезон сериала «Одессея» по книге Юлии Вербы «Молдаванское отродье» фото Первый сезон сериала «Одессея» фото Сериал «Одессея» съемочные дни фото Колорит одесских двориков в сериале «Одессея» фото
Фото: Борис Бухман

То есть кроме как из театра, к вам попасть невозможно? Неужели выпускникам театральных вузов не посчастливится принять непосредственное участие в продолжении одесской киноэпопеи?

Б. Недич: Наша конструкция очень многослойная. И мы обязательно будем привлекать и новых людей, которые хотят попробовать себя в кино. Но это будут другие сериалы, более простые, долгоиграющие и недорогие, они тоже нужны украинскому зрителю. Мы планируем также и сами обучать актеров, давать повышение квалификации операторам, режиссерам. Планы у нас глобальные.

М. Бейзерман: Нужна грамотная система обучения, хорошая школа. Сейчас с этим проблема, причем она касается и операторов, и технического персонала — например, гаферов*. Все сейчас используют в работе одних и тех же специалистов.

Михаил, а кого нужно знать, чтобы снимать в Одессе?

Б. Недич: Мишу Бейзермана.

Этого достаточно?

М. Бейзерман: Вполне.

Для съемок в нашем городе обязательно налаживать связи с Одесской киностудией, если не снимаете на ее площадках?

Съемки сериалов в Одессе фото
Фото: из личного архива героев

М. Бейзерман: Мир кинопроизводства очень сильно изменился. Киностудия как площадка — не нужна. Чтобы снимать, нужна команда, техника — и все. Ты можешь поставить в помещении зеленый экран и снимать «Звездные войны». Но Одесская киностудия — очень важна: это символ, это бренд. И стоимость ее — это стоимость исторического бренда: кораблик, звук корабельной рынды и надпись «Одесская киностудия». Это стоит всех денег, и это нужно использовать. Мы очень тесно работаем со студией. Сейчас там очень хорошее руководство, достаточно перспективное.Андрей Осипов, который возглавляет Одесскую киностудию, — это человек, который находится на своем месте, он хочет развивать киностудию и снимать кино, и он понимает, как это делать. И мы некоторые из наших проектов делаем с ним. Впервые за восемнадцать лет в начале фильма появится эта славноизвестная заставка — звук рынды и бригантина. Киностудию необходимо поднимать, она уже постепенно становится базой для иностранных съемочных групп, которые приезжают снимать в Одессу.

Почему вы решили развивать кинопроизводство именно в Одессе? Что такого особенного есть у нас, чего нет в столице, например?

Б. Недич: Все очень просто. Сидел я как-то в Киеве, смотрел свой очередной сериал на канале С под названием «Хозяйка», и вижу сцену, где главный герой выходит из машины и заходит в огромный особняк, в котором живет главная героиня. Камера отъезжает — крупный план на этот дом дают. И тут начинается рекламная пауза. Я переключаюсь в это время на другой канал, и на «Интере» идет другой сериал — главный герой выходит из этого же дома и садится в машину. Выходит, есть четыре дома, в которые пускают киношников за относительно небольшие деньги, и где-то три квартиры. И все сериалы, которые сейчас идут на всех каналах, снимаются на этих объектах. И еще везде одни и те же артисты, и сюжет: героиня забеременела, он ее бросил, а потом она стала счастливой. Все одно и то же.

Прогулявшись немного по Одессе в течение пяти дней полтора года назад, я увидел, что здесь можно снимать абсолютно все: хочешь — Питер, хочешь — Москву, хочешь — Киев. Здесь столько неизведанных объектов! Потом оказалось, что есть классные артисты, еще пара хороших операторов и т.д. Есть возможность делать качественный продукт. Я раньше заезжал в Одессу, снимал в Черноморске, и еще тогда понял, что кроме Дюка и Лестницы люди ничего не знают. Ну, Оперный театр еще.

Михаил Бейзерман и Бата Недич в «Star Time» фото
Фото: из личного архива героев

А вот наша «Одессея» начинается и заканчивается на Староконке. И когда я показывал это людям в Киеве, они говорили: «Что это? Где это?». Поэтому я лично для себя открыл новую страницу в жизни, и с этого все началось. Потом мы посоветовались с Мишей и приняли решение, что с этим что-то нужно делать. Дорогу осилит идущий.

То, что мы предлагаем, будет отличаться от того, что есть на рынке. Например, спектакль «Посланец народом» вернул в театр людей, которые не были там более двадцати лет. Зрители ждут чего-то нового. Вот сняли сериал «Интерны», а дальше снимают на эту же тему, то есть идут по протоптанной дороге. Мы хотим это изменить.

М. Бейзерман: Относительно «Посланца народом» еще хочу добавить. У меня есть друг Александр, писатель, который больше бизнесмен. По его запискам мы будем снимать второй наш сериал про жизнь мясного корпуса Привоза. Это будет бомба. Он фанат Бродвейских шоу, и когда он вышел после спектакля, то сказал: «Вы сделали невозможное — первый бродвейский спектакль, который я увидел в нашей стране». Мы на это даже не рассчитывали.

Вы меня заинтриговали. Схожу обязательно в Дом клоунов на эту комедию. А что у вас с бюджетом? Как финансировать такую масштабную деятельность?

М. Бейзерман: Мы не берем бюджетных денег, не выставляемся на питчинге**. Мы находим частных лиц, которые хотят того же, чего хотим мы. Есть люди, которым небезразлична Одесса, и они понимают, что поднять ее можно, инвестируя в культуру.

Б. Недич: Это не спонсоры, а партнеры. Им деньги будут возвращаться в первую очередь, а мы будем зарабатывать исключительно на прибыли.

М. Бейзерман: Мы будем получать роялти***.

К нам присоединяется сценарист «Иванова 45» Алексей Кругляченко, который помогает революционерам от кино Михаилу и Бате осуществить задуманное.

Алексей, а как создавался сценарий к ситкому «Иванова 45»? Все ли задуманное удалось воплотить на съемочной площадке? Актерам разрешается отклоняться от написанного вами?

А. Кругляченко: Была идея. Ребята предложили мне попробовать написать. Я написал, и всем понравилось. Сняли практически без изменений. Сначала планировали, что этот ситком будет полностью в импровизе, но в итоге решили, что почти все будет по сценарию.

Есть, конечно, какие-то правки, которые происходят в процессе читок, в ходе репетиций на сцене. «Иванова 45» — это нетипичный для украинских ситкомов проект, потому что приглашена живая публика, все снимается одним дублем. То есть это будет спектакль, который вы сможете потом посмотреть в записи.

М. Бейзерман: Вообще, между сериалами и театром гораздо больше общего, чем между сериалами и кино. А «Иванова 45» практически — это спектакль с закадровым смехом, но не наложенным, а живым. У нас будут сидеть двадцать-тридцать зрителей во время съемок. Мы проверили, сняли пилот — ржут как ненормальные, все в порядке.

А. Кругляченко: На съемках были люди, которые знали какие-то «куски» сценария, и им все равно было смешно. Есть сценарий, который мы знаем, а есть то, как артисты воплощают его в жизнь. Есть моменты, когда актеры просто начинают «гнать», «зеленить».

Б. Недич: Есть очень важный момент — это живая энергетика. Ее нельзя создать искусственно. Когда смотришь какой-то дурацкий сериал, где смех появляется без причины, чтобы мне было смешно — это никуда не годится.

А. Кругляченко: Наши ребята смотрят, как реагирует зал. Если реально смешно — они дают зрителям возможность посмеяться, а потом продолжают игру.

М. Бейзерман: Сериальное производство сейчас в Украине — оно немного странное. И это — одна из причин, почему Бата «удрал» с известных телеканалов. Это конвейер, где конечный продукт совершенно не зависит от режиссера.

Михаил Бейзерман, Бата Недич и Алексей Кругляченко фото
Фото: из личного архива героев

Бата, а что вам нравится в Одессе, кроме того, что наш город — это огромный плацдарм для разнообразных съемок и реализации самых ярких идей? Скажите честно, вы уже успели влюбиться в Одессу?

Б. Недич: Да! Прожив немного здесь, я понял выражение: «Одесса, может быть, и не первый город в Украине, но и не второй». Мне здесь очень весело, меня окружают светлые и хорошие люди, которые собираются идти в том же направлении, что и я. Здесь море рядом. В Одессе я могу месяц не использовать автомобиль. Все, что мне нужно, — в пешей доступности. Климат другой, жизнь другая.

А на каких телеканалах мы сможем увидеть ваши сериалы и ситком о самом лучшем городе на Земле?

М. Бейзерман: Премьера «Иванова 45» будет на «Первом городском». «Одессея» делается сразу под продажу на центральные каналы, и не только украинские.

Не терпится увидеть своими глазами, что вы там наснимали. А премьеры скоро состоятся?

М. Бейзерман: Не будем загадывать.

Б. Недич: Для кино лето, особенно в Одессе — не сезон. Рейтинги скачут в период с декабря по февраль, когда люди чаще проводят время дома и смотрят телевизор.

А. Кругляченко: В Одессе сто пятьдесят национальностей и один серб (смеется — прим. ред.).

Б. Недич: Мне здесь очень нравится. Описать это словами, сказать, почему именно — не совсем могу. Это какое-то внутреннее чувство, которое просто так не описать. Но из всех городов, в которых я жил больше года, — это Москва, Прага, Белград, Киев, именно в Одессе я себя чувствую комфортно.

Режиссер Бата Недич фото
Фото: из личного архива героев

Что дальше? Выйдут на экраны сериалы, ситком и полнометражный фильм. И все? Этого достаточно для развития кино в Одессе?

М. Бейзерман: На «Первом городском» я телеведущий, у меня хорошие отношения с руководством, и мы также решили при телеканале создать первое в стране свое небольшое кинопроизводство. Этого нигде нет. Будет отдельное подразделение, которое будет заниматься производством качественного продукта за небольшие деньги. И это делается также во взаимодействии с Одесской киностудией. Помимо трех проектов, которые мы выпускаем, на киностудии запущено еще два проекта.

Продюсер Михаил Бейзерман фото
Фото: из личного архива героев

Хотелось бы увидеть Михаила в кадре проектов, которые он продюсирует. Вы своей харизматичностью наверняка скрасите хотя бы несколько моментов в одном из сериалов или, может быть, даже в каждом?

М. Бейзерман: Нет.

Б. Недич: Секундочку. Мы увидим Михаила. Вернее, увидим его уменьшенную копию. Все. Интрига.

Алексей, а что есть необычного и неординарного в сценарии, который вы написали к ситкому «Иванова 45»? Заинтригуйте будущих зрителей.

А. Кругляченко: Смешнее всего — это наша с вами жизнь. Когда у человека все плохо, то все, что ему остается — это смеяться. И когда зритель будет смотреть на артистов, которые были мегапопулярны двадцать лет назад, то увидит, что у них такие же бытовые и семейные проблемы: высокая коммуналка, например. Что люди на сцене — одни, в быту — совершенно другие.Мы будем связывать образ артистов, которых мы знали молодыми, а теперь им «за сорок» или «под пятьдесят», и мир вокруг изменился: появились гаджеты, новые технологии, и мы увидим, как они с этим справляются. И зрители будут узнавать в героях себя, своих соседей или других знакомых одесситов.

Кто ваш зритель? Кому можно советовать смотреть сериал «Одессея» и ситком «Иванова 45»?

Б. Недич: Это очень широкая аудитория. Мы не видим вообще ограничений. Сейчас на центральных каналах много однотипных сериалов, которые смотрят только родственники тех, кто был в них задействован. Потому что «бабушка, посмотри, я снял сериал». Другим людям это неинтересно. Мы не ищем целевую аудиторию. Несмотря на то, что мы снимаем про Одессу, у нас все говорят с настоящим одесским говором, а не просто на непонятном суржике типа «если ты картавишь, то в тебе уже есть Одесса». Но это запустит воронку интереса по всему миру. Мы не видим аудиторию «после сорока», например, но дети вряд ли будут смотреть, ну, может, подростки — будут. Для этого мы затронем вопрос «отцы и дети» в сериале.

Спасибо большое за интервью. Я желаю вам успехов и болею за вас всей душой. Очень хочется, чтобы культура в Одессе развивалась.

М. Бейзерман: А у нас вариантов нет. Нам некуда отступать.

Б. Недич: Мосты сожжены.

А. Кругляченко: За нами Хаджибей.

*Гафер — бригадир осветителей (англ. gaffer).

**Питчинг — презентация кинопроекта для поиска инвесторов.

***Роялти — авторские отчисления за использование авторских прав.