Мирослав Латык в интервью для онлайн-издания Folga’

Украинский режиссер и сценарист Мирослав Латык в эксклюзивном интервью Folga’ рассказал о съемках фильма «‎Королі репу»‎ и первой экранизации комикса в Украине

Мирослав Латык — об ОМКФ, киносъемках, музыке и первой экранизации комикса в Украине

Мирослав Латык — украинский режиссер, сценарист и автор фильма, открывавшего национальную программу Одесского международного кинофестиваля. Мирослав побывал в гостях у нас в редакции, рассказал, как снимает свое кино, о любимой музыке и будущих проектах — и о том, как стать режиссером. Для нашего издания он также рассказал, как создавалась экранизация первого украинского комикса — «‎Максим Оса»‎.

Мирослав Латык в студии онлайн-издания Folga’

В этом году ваш фильм «Королі репу» открывал национальную программу Одесского международного кинофестиваля. Быть первым после такого длительного перерыва — очень ответственно. Волновались ли перед его показом широкой аудитории?

Быть первым на фестивале, как я уже потом понял, это не лучший вариант после длительной паузы. Народ знакомился, встречались те, кто давно не виделся, большинство просто тусовалось, и на вечерний показ успели не все. Конечно, хотелось бы, чтобы собралось больше людей, поскольку мы позиционируем наш фильм скорее как прокатный. Но все-таки это открытие национальной программы, и тут лучше быть или первым, или предпоследним. Меня поразило, что наш фильм взяли на ОМКФ. Ведь он снимался для запланированного на осень проката, а не для фестиваля.

Кадр из фильма «Королі репу»

В создании фильма «Королі репу» принимала участие украинская продакшен-компания Star Media, известная громкими и амбициозными проектами. Планируете ли и дальше продолжать творческое сотрудничество с ней?

В принципе, таких компаний, как Star Media, в Украине 3–4 — и все. Поэтому в идеале — да, конечно, хотелось бы, ведь это один из сильнейших игроков на кинорынке. В рамках фестиваля они презентовали фильм «‎Я, «Побєда» і Берлін»‎. На показе я пересекся с Владом Ряшиным, когда-то нас познакомил ныне покойный Юрий Минзянов, с которым мы начинали создавать «‎Королів репу»‎. Очень жаль, что Юры больше нет с нами. Он был настоящим человеком, легендой и двигателем всего, что делал. Его все знали, он всегда зажигал.

Мирослав Латык на интервью в Одессе
Михаил Дзюба и Ирма Витовская в фильме «Королі репу»

Как долго продолжались съемки фильма «Королі репу»? Что для вас как режиссера оказалось самой сложной задачей? О прошлых работах вы говорили, что с помощью комедии пытаетесь говорить на социальные темы. Например, как Квентин Тарантино и Гай Ричи, в «Королях репу» вы также пытались воплотить эту идею?

Съемки продолжались три месяца. Мы попытались зацепить летнюю фактуру, также там есть и зимняя история. Все локации в фильме — окрестности Киевской области. У нас история о Центральной Украине. Самым сложным и интересным заданием оказалось написание рэп-текстов, которые я писал или сам, или с композитором. Текст для финальной песни Михаил Дзюба написал сам.

Мне лично сложно воспринимать чистую драму, я не выдерживаю на одной ноте даже до конца фильма. Мне нравится форма подачи, когда через комедию входим в серьезную историю. В первом акте мы с помощью юмора знакомим зрителей с персонажами, а дальше рассказываем драматическую историю. Когда люди уже знают героев, им как-то легче и проще сочувствовать. Потом уже идут более серьезные вещи. Вчера я смотрел «‎Рози. Фільм-кабаре».‎ В целом кино, которое я видел на фестивале, — это постмодерн. Фактически весь интернет — YouTube и TikTok — оно все такое, когда благодаря фану мы поднимаем серьезные вопросы.

«Королі репу» — это же фильм не о рэпе, а больше о преступлении и наказании? О том, как молодым ребятам из глубинки сложно реализоваться и как их тянет на искушения, за которые потом приходится дорого платить.

Так и есть. Глобальная идея состоит в том, что главный герой изменил своим мечтам, какими бы глупыми они не казались. Он хотел стать рэпером, а влез в бандитский мир, из которого уже не выбраться. В этом и был твист между жанрами. Фановая мечта: как проснуться знаменитым и успешным, ничего не делая.

Герои фильма «Королі репу» в машине

Наш Казан в начале фильма ставит вопрос: «Что важнее — бабло или известность?» — не понимая, что эти штуки связаны. В одной из сцен он берет деньги у бандитов, и мы четко определяем маркер, что он взял деньги у Сатаны. Он не пошел своим путем и прогнулся. Да, это о преступлении и наказании, о том, как один глупый поступок может привести к трагедии. Когда и хочешь остановиться, но не можешь.

В финале фильма Казан приезжает на заправку: в этой сцене я хотел показать хотя бы эмоционально, что парень сломал себе жизнь. Объективно он занимается разбоем и бандитизмом: и нельзя после этого спокойно идти и дальше читать свой рэп. Он должен как-то измениться. Финал мне нравится, он получился очень лирическим, там звучит крутая музыка, которая идеально легла на тексты Шевченко.

Фотосессия Мирослава Латыка

Главную роль, Казана, в фильме исполнил Михаил Дзюба. Ему всего 21 год. Каковы плюсы и минусы в работе с молодыми актерами?

Плюс — они молодые, минус — они молодые. Михаил очень переживал по поводу роли, он, в принципе, из подобной категории людей. Бывают люди, которые в 15–20 уверены, что они боги, и что все, что они делают, гениально. А Михаил играл по-настоящему и очень горел темой хип-хопа. Он максимально влился в процесс, и это было кайфово. А из минусов — то, что когда дело уже идет к финалу, хотелось бы от него больше уверенности. Даже после премьеры его хвалили, что он молодец и круто сыграл. А он просто свалил после пресс-конференции. Но если где-то будет роль, и я увижу, что Михаил подходит, я его возьму в проект. Он крутой актер.

В «Королях репу» мы видели заслуженную артистку Украины Ирму Витовскую, которая сыграла проститутку. Долго ли пришлось ее уговаривать, и какой была ее реакция?

На самом деле я ее не уговаривал. После питчинга в Киеве, где мы презентовали тизер к «‎Королям репу»‎, Юра Минзянов встретил Ирму, выходящую из кинотеатра «Жовтень»‎. Он предложил ей сыграть роль проститутки, а она такая: «‎Ну окей»‎. А потом пролетел год — и ей пришлось сниматься. Юрий хотел более откровенных сцен, а я переживал, что она все-таки заслуженная артистка, а с ней в кадре 20-летний парень. И что значит раздеваться? Она придумала, как эмоционально показать, что она готова переспать с пацаном. А потом он ее сбивает, они разговаривают о каких-то серьезных вещах и вываливаются из кадра. Всем понятно, что произошло, а нам удалось обойти острые углы. Но Юрию не очень понравилось, показалось, что его обманули. Он хотел видеть там настоящую фестивальную сцену, побольше эротики.

В «Королях репу» можно услышать украинские композиции 13 разных исполнителей: Yarmak, Kazka, Скрябин, Kalush и других. Какую музыку слушаете сами?

До работы над фильмом рэп не слушал вообще. Больше нравится рок или старый поп, потому что я уже старый (смеется. — Прим. ред.). Все почему-то решили, что я прям молодежное кино снимаю. В процессе съемок начал слушать Kalush, тогда они как раз были на слуху. Они абсолютно фановые и динамичные. Сейчас все время в машине слушаю хип-хоп, всегда включаю радиостанцию «‎Майами»‎. Нравится также Артем Лоик: у него крутые социальные тексты, два его трека мы использовали в трейлере к «‎Королям репу». ‎

Например, когда я работал над фильмом «‎Максим Оса»‎, то не сбривал усы, а ходил так два с половиной года. А с «‎Королями репу»‎ всегда слушал хип-хоп и разбирался, как создавать биты и тексты с нуля.

Ваш самый интересный случай на съемочной площадке?

Актрису чуть не повесили в одном проекте: ее так закрепили, что она минуту не дышала, а мы это поняли уже позже. Хорошо, что все обошлось. А в «‎Королях репу»‎ была сцена аварии, когда машина должна была врезаться в бетонный блок. Идея состояла в том, что тела из машины вылетают, а водитель остается. Машину закрепили специальным направляющим тросом: он просто оборвался, и машина съехала вниз, а потом направилась снова на дорогу и врезалась в грейдер, который изрядно стоит. Мы его там установили, чтобы не мешал съемкам. Но в такие моменты в кино даже не думаешь о том, что кто-то пострадал. Если кто-то погиб, режиссера просто посадят, а вот испорченный кадр — это кошмар. Ту сцену так и не пересняли.

Также читайте: Терри Гиллиам: «Быть режиссером — значит всегда ожидать провала»

Мирослав Латык рассказал о том, как снимал сериал «‎Халепа на 5 baksiv»

Вы сняли первый в Украине веб-сериал 5baksiv.net, отмеченный на международном веб-фестивале Bilbao Web Fest 2016 гран-при за режиссуру. Ожидали ли вы такого успеха от вашего сериала? Или именно это и вдохновило вас на создание полноценного фильма «Халепа на 5 baksiv»?

Мы не ожидали ничего. Приехали кураторы от ВВС — и мы быстро сформировали основную идею. Это был 2017 год. Мне кажется, именно тогда кино в Украине начало стремительное развитие. У нас остался сериал с открытым финалом, и возникла идея его закончить. Рассказать историю: что было после событий в сериале. Тем более, у нас осталось много неиспользованного материала. Фильм должен был начинаться с того, что герои прилетают, а там вертуха и настоящий блокбастер. Но с этим так и не сложилось, хотя желание сделать что-то эдакое пафосное у меня еще с детства. Было много версий развития, но в конце концов мы срезали фильм до 78 минут, а для Госкино нужно было сдать 100. Пришлось выкручиваться, и титры шли 15 минут. Это, конечно, очень странно, учитывая 36 эпизодов сериала и полтора часа отснятого хронометража, который мы перемонтировали. Жаль, что о нем мало кто знает. Вот за последние 5 лет украинское кино вышло на новый уровень, много чего создается и снимается.

В фильме «Халепа на 5 baksiv» вы стали одним из авторов идеи, принимали участие в написании сценария — и показали настоящую голливудскую историю. Как вы продумывали сюжетную линию и как пришли к развязке?

Автором идеи был исполнительный продюсер проекта Дмитрий Хильченко. Он нашел в интернете реальные кейсы, когда люди за один или два доллара выполняли разнообразные задания: обливались шоколадом или записывали поздравления ко дню рождения. Деньги на первые 4 эпизода «‎Халепа на 5 baksiv» дала BBC, которая искала тех, кто сделает веб-сериал для молодежи с явной социальной составляющей. Глобально мы вышли за рамки веб-сериала, поскольку прошел показ по ТВ, и это стало коллаборацией BBC и UA:Суспільне. Писали сценарий с Ольгой Рекой. В центре сюжета — парни-мошенники, обвиняемые в убийстве, и одна болезненная девушка. Тут больше вопросов, чем ответов, поэтому мы хотели закончить эту историю. В финале главный герой фильма Хомяк выдвигает такую мысль, что не существует белого и черного. Кино пытается нас научить, что плохо, а что хорошо. На самом деле в корейских, японских, да и вообще азиатских фильмах такого нет. В мультфильмах того же Миядзаки — просто мотивированные поступки персонажей, которые сходятся в конфликте. Я пытался показать в «‎Халепі на 5 baksiv»‎, что у всех героев есть свои мотивы, объясняющие их действия. А не то, что кто-то хороший или плохой.

Мирослав Латык — о том, как стать режиссером
Мирослав Латык на Одесском международном кинофестивале

Вы на Одесском кинофестивале почти неделю. Чем занимаетесь? Ходили на какие-то показы?

В Одессе я параллельно занимаюсь фильмом «‎Максим Оса»‎. После интервью поеду доделывать звук для него. Проект снимается 8-й год, я курирую его последние два года, став 4-м режиссером, и мне можно все, поскольку я пережил всех конкурентов, которые были до этого. Смотрел фильмы Томашпольского: «‎Пространство»‎ и «‎Сторонний»‎а также «‎Рози. Фільм-кабаре»‎. Встречаю на. ОМКФ которых не видел по 4 года. Увиделся тут со звукорежиссером, с которой делал свои первые дипломные работы. Фестивальные мероприятия — очень прикольная вещь. Например, в ресторане «‎Три барашка»‎ мы встретились за ужином с Тигипко, Томашпольским и другими. Мало того, что там все знакомы между собой, а мы никого не знаем — так еще и сели на другой край стола: это выглядело очень киношно и комично, ведь чтобы что-то сказать, приходилось кричать. Я даже не знал, что происходит, но все прошло очень круто.

Многие из тех, кто начинает интересоваться кино, задаются вопросом: «Как стать режиссером в Украине? Куда пойти учиться? Как снять первый фильм?» Возникали ли у вас с этим затруднения?

По первому образованию я должен был стать журналистом, но на 3-м курсе все бросил и уехал в Киев, поступил в институт имени Карпенко-Карого. Вероятнее всего, самый простой путь — это идти учиться, потому что Госкино предоставляет финансирование только тем, у кого есть диплом. По крайней мере, хоть с этим не будет проблем. С другой стороны, можно быть самородком и снять на айфон кино, которое станет лауреатом международных премий. Тот же «‎Простір»‎, снятый на телефон. Когда я учился, максимум, на который я мог рассчитывать, это не лучшая VHS-камера, которую еще нужно было дождаться в длинной очереди и послать тысячу запросов. То же было и с пленкой в 1000 метров — только 30 минут хронометража, — которую потом еще и проявить нужно было. А сам фильм длился 10 минут, то есть на все съемки только 3 попытки. Но относительно учебного плана — это очень правильный процесс. Поэтому стоит пойти учиться: это всегда интересно и пригодится, а Госкино сможет помочь в создании собственного фильма.

Мирослав Латык на пресс-конференции на Одесском международном кинофестивале

«Максим Оса» — ваш новый проект. О чем этот фильм? Почему он в производстве с 2013 года и до сих пор не вышел?

Прыгнул доллар, и продюсерам пришлось искать дофинансирование. Фильм основан на украинском комиксе Игоря Баранько «‎Максим Оса»‎. Также существует минимум 3 разных сценария, отличающиеся даже жанрово. Иван Сауткин был третьим режиссером проекта, он отснял 54 минуты материала, но все сцены остались неоконченными. Он вышел из проекта по состоянию здоровья. Получилось, что потратили половину денег на съемки, но отснято лишь 30% фильма. А нужно было еще снять сцены в Испании, морские баталии, ведьм и дождь из жаб и гадюк.

После этого в 2019 году позвонил Саша Дмитренко — продюсер, с которым я работал над фильмом «‎Халепа на 5 baksiv». Он предложил мне стать режиссером фильма «‎Максим Оса»‎. Сначала я подумывал снять кино в стиле «‎Омерзительная восьмерка»‎ Тарантино, чтобы все собрались в баре, а мы не знали, кто хороший, а кто плохой. Мы просто хотели визуализировать истории, которыми они делились бы, тем более, что уже был отснятый материал. Но потом я понял, что это все не подходит. И начали снимать с нуля. Это очень прикольный проект. На главную роль, Максима Осы, взяли Василия Кухарского, хотя кастинговый директор Алла Самойленко и была против, но я настоял. Наш фильм — это официально первый экранизированный украинский комикс. Но если у Сауткина это был мир Marvel, то у нас DC — максимально нуарный мир. Денег не было, и мы работали с фактурой.

Этот проект мне действительно был интересен, я хотел бы закрыть гештальт темы казаков и показать их в новом образе, разрушив стереотипное восприятие. Соответственно Максим Оса — совсем иной персонаж, он подобен тому, который мы видели в «‎Капитане Алатристе». Фильм уже сдали в Госкино и надеемся, что теперь он точно выйдет.

движущаяся линия
«Золотая пальмовая ветвь» или «Золотой Дюк»?
«‎Золотая пальмовая ветвь»‎. Объективно «‎Оскар». Хочу делать масскульт.
3 лучших украинских репера.
Alyona Alyona, Kalush, Артем Лоик.
Реп или рок?
Рок.
3 лучших режиссера
Братья Коэн, Линч, Ларс фон Триер.
3 лучших сериалов
Breaking Bad‎, ‎True Detective‎, ‎Boys.
Квентин Тарантино или Гай Ричи?
Квентин Тарантино.
Самая красивая украинская актриса?
Даша Трегубова.
С кем из известных актеров хотелось бы поработать?
Со всеми вариантами кастинга фильмов Тарантино и Скорсезе. Там очень фактурные актеры. Также хотел бы пригласить на съемки Ивана Реона, даже роль для него прописал, хотя многие продюсеры и смеялись. Но это реальная история, можно было бы проплатить и снимать его. В Украине еще интересно смотреть на Wellboy, который недавно выстрелил с треком «‎Гуси»‎.

26 октября на международном кинофестивале «‎Киевская неделя критики» в кинотеатре «Жовтень» пройдет показ фильма Мирослава Латыка ‎«‎Королі репу»‎.

Фото: Folga’ и личный архив героя.