
Необъятный талант, с яркой самобытностью, никогда не забывает своих корней и воспевает украинский этнос
Олег Скрипка: «Я сгенерировал новую методику медитации — «вайб души»
Рокер, популярность которого не угасает уже более 35 лет, — частый гость в Одессе. Лидер группы «Воплі Відоплясова» известен многочисленными проектами, каждый из которых популяризирует отечественные традиции, язык, культуру и талантливых творческих деятелей. Возможно, этим и можно объяснить, почему все эти проекты сразу становятся успешными. Вот и теперь он приехал на черноморский берег с НАОНИ Оркестра. В эксклюзивном интервью Folga’ певец откровенно рассказал о своих планах, мечтах и неожиданных ролях, в которых тоже добился определенных успехов. О виноделии, динамических медитациях, детях и сюрпризах на юбилее «ВВ» читайте в нашем материале.

Расскажите, что ожидает его победителей, и есть ли у них шанc спеть с вами на одной сцене?
У всех есть шанс спеть со мной на одной сцене, если они поют хорошо.
Будет работать специальная комиссия. Поставлены определенные условия — песня должна быть обработана со вкусом, с душой. Но можно в любом стиле. Ну а уже после будем оценивать качество и определим победителя. Отберем пять исполнителей, и они смогут спеть со мной.




Какие еще сюрпризы вы готовите к юбилею? Возможно, мы услышим новые хиты?
Лучшие сюрпризы — это новые песни. Мы их регулярно выпускаем
Вот буквально недавно вышла новая песня «Хвиля». Бодрый, веселый и провокационный клип в стиле TikTok. До этого к празднику Ивана Купала мы выпустили песню, которая называется «Купалочка». А весной, ко Дню украинского пластуна, презентовали клип на песню «Ми растем», там, кстати, поет мой сын Устим. Это тоже композиция группы «ВВ», она, как и все новые треки, войдет в наш новый альбом. Он увидит мир уже в следующем году. Там кроме этих будет еще валом новых песен! Туда же войдут треки «Кобіта», «Лазня», «А-я-я-й».
Если не будет нового карантина, планируете провести фестиваль в этом году?
В этом году точно нет. Потому что год был очень рискованным. Я даже восхищаюсь теми организаторами, которые все-таки делали в этом году фестивали. Была же такая неопределенная ситуация! Они молодцы. В следующем году я бы очень хотел. Восстанавливать фестиваль — это то же самое, что делать его впервые. А может, даже сложнее. Потому что это старая энергия. Нужно ее снять и зарядить новой. У меня эта энергия есть, а нужно еще найти партнеров, и вопрос в том, чтобы они поверили. А это не так уж и просто. Речь сейчас о коммерческих, а не о творческих партнерах. Вот с творческими у нас все хорошо.
В Украине исключительная ситуация — творческий потенциал зашкаливает, а финансовый и продюсерский очень слабый. В этом феномен нашей страны.

Расскажите о проекте «Джаз-кабаре», в котором вам удалось объединить украинскую лирическую песню, французский шансон и классический рок-н-ролл.
Мне интересно находить такие самородки, забытые украинские традиции и украинский джаз. Вот есть три таких факта. Первый: лучший мировой джазовый стандарт — это песня Джорджа Гершвина Summertime. Это просто вышка в джазе! Во-первых, Джордж Гершвин родом из Украины, а именно из Одессы. А во-вторых, он написал эту песню, когда услышал украинскую колыбельную «Ой, ходить сон коло вікон». Композитор так и отмечал в своих дневниках, что его настолько потрясла эта украинская песня, что, вдохновленный ею, он сочинил свой шедевр.
Второй факт: мы все любим советский джаз, он родом из Одессы. Большинство исполнителей — из этого города. Мы должны гордиться! Поэтому на своих сольниках я перевожу на украинский, но всегда с удовольствием пою «Сердце, тебе не хочется покоя». Украинский джаз — это шедевр, наша ДНК.
Третий факт. В Западной Украине в 30–40-х годах ХХ столетия существовало мощное джазовое движение.


В нем было много исполнителей, авторов. Один их самых известных — Богдан Весоловский, у него были собственные оркестры. А потом он выехал в Канаду и писал до 70-х годов, создал много шедевров. Но если в Галичине он еще как-то известен, то другим регионам нашей страны он вообще не знаком. А у него просто невероятные песни — фокстроты, танго! Репертуар просто огромен.
Джаз — это все-таки буржуазная культура
Я считаю, что нам необходимо это пережить: вино, джаз, вечера, балы. В Европе этого всего уже нет, они уже сыты этим. А у нас и не было. Поэтому нам нужно такое пройти, это важно.
Осталось ли в шоу-бизе что-то, в чем вы себя еще не проявили, но очень хотите?
Я бы очень хотел сыграть в крутом комедийном художественном фильме. Имею в виду с хорошим бюджетом, мощным сценарием и продакшеном. А если бы это был международный проект, было б еще лучше. Потому что у нас все заканчивается типично: пока есть деньги — снимаем, а если закончились, то все останавливается, ну или снимается уже просто треш, на коленках, без денег. У нас появляется потихоньку хорошее кино, но треша пока больше. Это этап роста, потому что нужно научиться. Как в музыке: сначала ты играешь на инструменте и фальшивишь, а потом ты виртуоз. Всегда нужны финансы, а в кино — это вообще ключевой момент.




Вы экспериментируете не только на сцене — занимаетесь духовными практиками, среди них и направление «вайб души». Расскажите, пожалуйста, что это за проект.
Вы даже об этом знаете! На это повлиял карантин. Ты сидишь, медитируешь, думаешь, чем заняться. И, безусловно, подстерегают панические атаки — куда двигаться? Что делать? Ты никому не нужен. Что будет завтра? И тому подобное. Начинаешь искать ответы на эти вопросы. Я углубился в сообщества, которые занимаются внутренним развитием. Понял, что это то, к чему всегда стремился. И как креатор быстро сгенерировал новую методику, которая называется «вайб души». Я соединил известные уже полстолетия динамические медитации, но под рок-музыку. Оказалось, что это очень эффективная методика! Я свои ответы получил — и сейчас делаю это уже как ивент. Приходят люди со своими запросами, я веду их в мир медитации. Вот как мы представляем классическую медитацию — сидит йог в пещере и медитирует в темноте. Современные технологии предоставляют возможность использовать музыку, ароматы. Есть еще физические упражнения, специальное дыхание и внутренняя работа. Методик очень много. А я еще добавил к этому рок-музыку, и не только свою, и все оказалось очень действенно. Каждый раз четыре музыканта играют вживую, это всегда импровизация. Это полное погружение. Ведь всегда должен быть практический результат. Ты заходишь с проблемой — и она у тебя решается. Например, я очень боюсь сцены, хочу быть уверенным на подмостках, перед людьми. Или, может, конфликт в семье, а я хочу его решить. То есть конкретные проблемы. И это дает результат.
Правда ли, что у вас есть свой собственный винный бренд? Расскажите, как вы к этому пришли. Пришлось ли изучать науку виноделия самому?
Про ромашковый чай — это был московский фестиваль «Максидром». Было очень ответственное выступление, еще и телевидение снимало. Какие-то молодые музыканты к нам забежали: «Давайте бухнем!» А мы сидим с ромашковым чаем. Потому что, особенно в турне, алкоголь становится для некоторых хорошим стимулятором, и многие пользуются этим практически всю жизнь. Если у кого-то срабатывает, я ничего не имею против. Но лично мне он мешает. Есть такое понятие «короткая память», вот у меня он ее отбивает, и я забываю тексты. Поэтому это не для меня, мне не нравится. Песни тоже пишу абсолютно трезвым. А так, безусловно, алкоголь можно пить. Я никому не запрещаю. Но были прецеденты, когда я как музыкант понимал, что мне он не приносит нужного драйва. Поэтому это табу. После концерта у нас есть райдер, все стоит на столе, все есть — виски, пиво, что угодно. Но я со временем, особенно во Франции, понял один очень простой тезис — проблема не в самом алкоголе, проблема в его качестве. Даже не в количестве. И проблемы со здоровьем у людей не от этилового спирта. Все эти циррозы печени — от примесей. Если мы пьем качественный изысканный алкоголь, безусловно умеренно, никогда не будет проблем со здоровьем, агрессии, драк и непрофессионального поведения на сцене. Если выпиваешь — переводи все это в культурную плоскость, ибо есть культура потребления алкоголя. Это означает не пить бодягу, а употреблять качественный напиток. Кто-то любит виски, кто-то джин, я же пришел к выводу, что даже для здоровья будет полезнее вино. А среди вин — именно сухое красное. Могут быть сладкие виды, десертные, но в них не должно быть сахара — ни свекловичного, ни тростникового. Только виноградный сироп, естественный. Специалисты меня поймут.
Более двух лет назад я окончил международные курсы сомелье WSET. У меня есть сертификат, диплом и значок.
На винных тусовках я уже свой.
Решил изготавливать вино в Украине. И хотя люблю одесские вина, для производства выбрал район Закарпатья. Там климат приближен к французским классическим регионам, таким как Бургундия. И такое утонченное вино, как пино нуар, именно там — на Закарпатье, очень здорово вызревает. Например, на Одесщине очень сложно работать с пино нуар. На юге Украины лучше растут такие сорта, как Каберне, Каберне Совиньон, Мерло. Но все-таки в Одессе климат суховат для винограда.
Я пока работаю с двумя сортами: Траминер белое и Пино Нуар розовое и красное. Это утонченные сорта и они действительно очень хорошо растут на Закарпатье. А реализуются в винных бутиках, ресторанах, интернет-магазинах и на винно-музыкальных дегустациях, которые я веду. Кстати, в Одессе подобный ивент тоже был.


Недавно вы показывали фото со съемок новых клипов. К каким песням готовится видео, и когда запланированы премьерные показы?
Каждый альбом должен иметь какую-то концепцию. В нулевых годах у нас был альбом очень тяжелой музыки «Світ», потом был альбом «Файно» — тоже тяжелая музыка, после этого был «Чудовий світ» — это уже песни на позитиве, оптимистичные, современные. И у нас есть классические альбомы, такие как «Музика», «Країна мрій». А сейчас мы подумали, что к юбилею сделаем сборник, в который войдут песни, написанные давно, но не законченные. Они сейчас дозаписываются, аранжируются, доделываются тексты. Но они все же в старом стиле. Новый альбом выйдет в следующем году. Название пока еще не придумали.
«ВВ» и ваш сын Устим часто выступают вместе. Он тоже готовит кавер к 35-летию группы?
Хороший вопрос! Нужно будет ему, кстати, поставить такую задачу! Но я честно скажу, что рок-музыку он не очень хорошо чувствует. Ему больше нравится хип-хоп. Я не против, у него хороший стиль и вкус.
Он один из ваших четверых детей пошел по музыкальному пути?
Все мои дети обладают музыкальными способностями, но он единственный, кто хочет видеть себя музыкантом. Остальные не хотят. Мне кажется, что функция родителей — не давить, а увидеть и проявить в ребенке именно то, что у него есть. Зачем ломать, делать несчастными? Помню, когда я в детстве учился играть на баяне, мои сверстники ставили баян как ворота и играли в футбол. Им это просто не нравилось. Это было не их. А родители буквально совали их в ту музыкальную школу. Я против такого, потому что уверен: пользы от этого все равно не будет.
Какое у вас самое яркое воспоминание о нашем городе?
Какая у меня ассоциация с Одессой? Ну кроме того, что здесь просто невероятные люди, климат, море и клубная жизнь, меня потрясает гастрономия. Я просто в восторге от ее уровня! Я люблю поесть. А то, что одесситы предлагают в ресторанах, а ваша домашняя еда — это же невероятно! Я не ем мяса. Вот свежий пример: сегодня я пошел в кафешку, которая специализируется на веганских продуктах. Они, естественно, полезные, хотя часто довольно невкусные. Их действительно очень сложно вкусно приготовить — но не для одесситов, конечно же. Ну нереально вкусно! Я был потрясен: как из одних и тех же продуктов можно такое сделать?
Что именно вы привезли в этот раз в Одессу?
Это еще одно из моих направлений — совместный проект с НАОНИ Оркестра. Я очень счастлив, что мне удалось с ними познакомиться, и уже более трех лет работаю с ними.
Мы много раз были в Одессе, даже больше, чем в Киеве. В это раз мы привезли наполовину рок, наполовину народную программу. Будет определенное количество песен «ВВ» — с них мы начнем и перейдем к старинным украинским композициям. Впервые я услышал этот оркестр, когда он исполнял мировые рок-хиты. Я был просто восторге, оттого что они это исполняют на народных инструментах! Я даже и не подозревал, что можно эту энергию передать без гитары с дисторшеном. Я раньше не верил в другую музыку, в то, что вообще можно такое откатать. Но можно — и они это делают. Мы привезли хиты «ВВ», которыми я горжусь, такие как «Чіо Чіо Сан», «Світ». Мы вновь с НАОНИ это делаем, и это захватывающе.
