Сементий Лобач Прожектор Одесса Projector Odessa

Руководитель школы дизайна и маркетинга Projector.Odessa Сементий Лобач рассказывает, к чему надо быть готовым, если ты решил освоить новую для себя профессию дизайнера

Сементий ЛОБАЧ: «В Projector.Odessa мы учим учиться»

Хочешь стать дизайнером? Легко! В эпоху интернета и удаленного обучения получить новые навыки — не проблема. Не надо мчаться после работы на другой конец города, платить кучу денег и вписываться в чужой график. Учишься, когда удобно, где удобно — красота! Тем более сейчас в сети можно найти много полезных видеоуроков, статей, заданий для того, чтобы обучиться всему необходимому.

Дизайнер Сементий Лобач  Projector Odessa

Казалось бы — осваивай Photoshop и Illustrator, и если при этом ты хотя бы немного умеешь рисовать, то дорога в дизайнеры тебе открыта. Но здесь кроется коварное заблуждение, потому что туториалы не дадут даже приблизительного представления о «волнующем» чувстве, когда открываешь письмо от заказчика, а там — стена текста с правками. О том, какую гамму эмоций способно выразить лицо верстальщика, если ты присылаешь ему «горящий» макет в неправильном формате, а сам при этом уезжаешь в отпуск, отключив телефон. Или какое лицо будет у тебя самого, когда из типографии получаешь запоротый и очень дорогой тираж, который при этом полностью соответствует твоему макету, где ты забыл обозначить вылеты под обрез. Естественно, многим вещам ты не научишься, пока не столкнешься с ними в рабочем процессе. Но есть вещи, к которым можно подготовиться на курсах, где тебя окружают живые люди, готовые поделиться своим опытом, рассказать о допущенных ошибках и поддержать в моменты уныния.

Я встретилась с Сементием Лобачем, руководителем школы дизайна и маркетинга Projector.Odessa, и мы обсудили, с чем сталкиваются те, кто пришел получать дизайнерское образование. Мы говорили, почему нельзя отлынивать от домашки, когда не следует соглашаться с правками, о принципиальной разнице между онлайн- и офлайн-курсами, а также о том, как плюшевая брокколи стала героем комиксов.

Сементий Лобач — руководитель Школы дизайна и маркетинга Projector.Odessa.
Projector — международный проект, который вырос из маленьких курсов в столице. Вслед за киевским отделением открылись львовский и одесский филиалы, создаются творческие комьюнити в Лондоне и Праге.
Школа дизайна Projector Odessa

Сементий, чем одесский Projector отличается от остальных школ этого проекта?

Мы начали как маленькая школа и собираемся продолжать работать в таком формате — не расширяться до космических пределов, а оставаться с несколькими аудиториями, с несколькими курсами, на которых мы можем делать что-то действительно качественное и хорошее. Это не коммерческая движуха — для нас это дело для души.

Кто приходит сюда учиться?

Сюда приходят те, кто хочет быть дизайнером. Не просто ребята, которые хотят научиться работать в Photoshop и Illustrator. Такие люди тоже приходят, но они очень быстро понимают, что освоение этих программ — далеко не все: есть еще композиция, оформление текста, куча всего, что в итоге выливается в трехмесячный базовый курс. С направлением веб-дизайна то же самое — приходят настроенными на знакомый им Photoshop, а потом оказывается, что есть Figma, Sketch, Zeplin, что макеты надо передавать верстальщику в определенном виде. И студенты учатся взаимодействовать не только с этими специалистами, но и со всей цепочкой разработчиков сайта.

В основном это те, кто хочет изменить свою жизнь.
В процессе курса мы немножко меняем их взгляд на вещи, и к выпуску это уже другие люди.
Молодежи, конечно, больше. Приходят ребята от 18 до 28 лет, и это основная часть нашей аудитории. Но взрослые тоже есть.
Я считаю, что дизайн — это профессия вне возраста.

Все ли студенты заканчивают обучение? Почему часть «отваливается» в процессе?

Есть разные случаи. Мы сразу говорим, что 2 часа в день надо отводить на домашнее задание, заниматься необходимо постоянно. На курсах даются все необходимые рекомендации, чтобы стать работающим специалистом. А когда студент начинает думать: «Сегодня я лучше пойду на море, а домашнее задание потом как-нибудь успею», — вот тогда у него и начинаются проблемы. Что-то не успел, не доделал, пропустил внутренний экзамен — в таких условиях он, конечно, уже не все схватывает и получает дыру в навыках. Поэтому мы очень рекомендуем посвящать как можно больше времени учебе. За 3 месяца занятий человек платит деньги, возлагая на нас задачу обучения, но на нем лежит не меньшая ответственность за то, каким он выйдет отсюда. Это как в фитнесе. Приходишь в зал тренироваться, тренер говорит: «Если хочешь достичь хорошего результата — ты должен питаться вот по таким нормам и забудь про мороженое».

Очень хорошо, если семья и близкие наших ребят понимают, что надо поддержать их желание изменить жизнь и приобрести новые навыки. Потом родные приходят на защиту и радуются за выпускников, ведь теперь у них появилась профессия, которая им нравится, которой они горят.

Что может сделать преподаватель, чтобы простимулировать студентов заниматься? Всегда ли удается это сделать?

Не просто может, а должен. Это — обязанность преподавателя. Мы все здесь не просто отбываем занятия для галочки, получаем зарплату и расходимся по домам. Мы к каждому стараемся найти подход. Как-то вижу, что у девочки глаза потухли — начинает сдаваться. И ведь у нее получалось: она видит цвет, шрифт, с формой хорошо. А мотивация пропала. Побеседовали с ней после занятия, и дело снова пошло. В итоге именно ее работу выбрал заказчик, который давал проект на итоговый экзамен. Вот до какой степени разговор со студентом может повлиять на его результаты. И так приходится говорить с половиной группы.

Из-за чего у студентов чаще всего снижается мотивация и гаснут глаза?

По-разному. Бывает так, что человек просто устает, у него начинается микровыгорание — это одна из самых частых причин. Ты сможешь это понять по тому, кто как сидит и куда смотрит, а различив невербальные сигналы, на них надо реагировать. Этого не увидишь в переписке. Мы не сразу к этому пришли, у нас в первых группах зачастую выпускалось две трети состава. Сейчас есть группы, где из 18 человек выпускается 18 — вот на вебе в трех выпусках подряд курс закончили все студенты. И для нас это просто «Wow!». Еще одна из причин — возникают другие увлечения. Ребята молодые, им вечером после занятий хочется пойти потусить. Я это прекрасно понимаю, но если уж ты пришел учиться — надо прийти домой и делать задания, тогда что-то начнет получаться. А если ты откладываешь домашку на пару дней — то все, взгляд куда-то убежал, потеряли человека. Тогда начинаем его возвращать.

Школа дизайна Projector  Odessa Прожектор Одесса
Фото: личный архив героя

Что со стороны преподавателя допустимо, а что нет?

Недопустимо называть работу студента «фигней». Никогда и ни при каких обстоятельствах. На первом же занятии мы говорим, что все понимаем, что первый месяц их работы будут фигней, но им мы этого не скажем. И вот здесь ребята успокаиваются от осознания того, что мы их не сравняем с плинтусом и не низведем самооценку до нуля. Здесь важно мотивировать и ни в коем случае не давать оценочных характеристик. Здесь может быть только: «Ты молодец и все у тебя получится!», не иначе. У всех есть ошибки, но это не человек плохой, а это у него есть косяки, потому что он еще чего-то не знает, не услышал, недопонял. Может, это мы не все объяснили. Тогда можно прийти за полчаса до занятия, и мы еще раз объясняем и показываем.

А если студенты сами пристают: «Я же знаю, что это — фигня, почему ты ее так не называешь?»

Такое бывает. У меня недавно была такая ситуация с одной из студенток на графдизайне. Присылает домашнее задание — я даю правки. Говорю: «Все хорошо, но вот здесь, здесь и здесь поправь. Потому что текст немного неровен, цвет надо подредактировать. Вот если ты красный цвет сделаешь более оранжевым — будет хорошо». Переделывает и присылает исправления. Я смотрю и говорю: «Молодец, другое дело. Можно ставить зачет». И тут уже она не соглашается: «Я же понимаю, что есть что-то еще!». О’кей, даю рекомендации, как довести до идеала. В дизайне есть допустимый предел качества. Как в математике — «необходимо и достаточно». Но бывает так, что хочется сделать еще лучше. Мы, конечно, такое стремление поддержим, если для доведения до идеала есть время, потому что следующее задание тоже себя ждать не заставляет.

То есть домашка не только закрепляет навыки, но и учит организовывать рабочий процесс?

Конечно! Потому что где-то через месяц до ребят доходит, что к макетам бывают правки, а не просто дизайнер сделал работу, ее приняли, рассчитались, и все прекрасно. У нас есть задания, которые направлены на умение человека общаться в сети, вести деловую переписку, аргументировать свою точку зрения, учим майндмэпить, искать и генерировать идеи. На базовом курсе графдизайна есть обязательная командная работа над идеями по логотипу: студенты должны придумать свою идею и объяснить ее в переписке. Я даю правки, а они аргументируют, почему этого делать не следует. Это как строителю заказать нечто технически неосуществимое, а он объясняет, почему так делать нельзя. На то он и специалист.

Обучение в Projector.Odessa завершается экзаменом. Почему нельзя просто выдать сертификаты по факту того, что студенты прослушали лекции?

Так бывает, что прослушал какой-то курс и получил сертификат. На здоровье, но только не у нас. Я категорически против такого подхода. Я считаю, что дизайнер должен научиться показывать результат своей работы на людях.

После двух месяцев учебы ребятам предстоит внутренний экзамен. Они выполняют определенное задание, аргументируют свои идеи, получают правки, парируют их. Есть критерии, по которым экзамен засчитывается и можно выдавать диплом. Выпускник показывает презентацию залу, в том числе своим родственникам и друзьям, которые пришли за него поболеть душой, и другим преподавателям школы. Для него это — допустимый уровень стресса, так как в аудитории сидят его близкие. Увидев на что он способен, человек ощущает, как у него начинают расти крылья, и он уже ставит для себя планку выше. Поэтому я считаю, что презентация — это необходимость.

Конечно, из зала могут задать вопросы. Но редко бывает так, что это какие-то придирки в духе: «А вот тут у вас апертура как-то не так направлена! Пожалуйста, прокомментируйте». Когда приходят работодатели, они задают вопросы, но чаще всего доброжелательные, не каверзные, и ответить на них довольно легко, потому что ребята, пройдя курсы, знают все ответы. Ну, должны знать, если вели конспект.

Компании охотно приходят на рекрутинг выпускников?

Более чем! У нас много компаний, которые постоянно обращаются к нам за специалистами. Допустим, у них есть постоянный штат дизайнеров, но они расширяются и нужны еще люди. Часто серьезные компании делают для новичков что-то вроде интернатуры: набирают 15-20 человек, обучают. В итоге кто-то получает соответствующую строчку в резюме, а кто-то остается в компании. Но для этого обязательно надо еще доучиваться. Не бывает так, что щелк! — и ты, еще недавно не имевший представления о профессии, после трех месяцев учебы устраиваешься сразу на высокооплачиваемую должность.

Руководитель Прожектор Одесса Projector.Odessa Сементий Лобач

Многие студенты начинают работать еще на курсах?

Примерно четверть. На базовых, конечно, меньше: там это 1-2 человека. На UX и так все работающие, там три четверти группы — люди, которым, как правило, оплачивает обучение их руководство. У них уже есть работа и менять ее они не хотят. Они хотят получать в своей компании зарплату выше и чувствовать себя увереннее. На вебе — да, многие устраиваются в процессе обучения.

Чаще всего проходит месяц-два после окончания курса, и где-то полгруппы уже трудоустроены, зачастую в пределах здания, где находится наша школа (ул. Ришельевская, 33 — прим.ред.). Здесь много проектов и компаний. Тот же Urban Music Hall недавно взял к себе нашего дизайнера.

А ты поощряешь работу во время учебы? Не страдает ли при этом домашнее задание?

Я в этом плане довольно гибок, и когда я вижу, что человек устроился в компанию, собирается там закрепиться, то в индивидуальном порядке поменяю задание. Студент берет свои рабочие задачи, но при этом особое внимание уделяет тем вопросам, которые мы в это время изучаем на занятиях. Например, на «графпрокачке» 14 человек, и каждый может уйти домой с отдельным заданием.

Ты сам какой курс ведешь?

Я веду базовый графический дизайн и «графпрокачку», но участвую и в других курсах. Иногда, если кто-то из преподавателей заболевает, а я эту тему хорошо знаю, то могу их подменить.

А почему именно базовый курс?

Я пытался поставить туда других кураторов, но здесь, наверное, моя личная жадность, потому что мне очень нравится видеть огонь в глазах ребят, которые только начинают познавать профессию.

То есть твое призвание именно в преподавании?
— Да. Без вариантов.

Как ты сам попал в дизайн?

Так получилось. Когда я учился в вузе, меня попросили сделать методичку. Потом другую. А потом надо было сверстать учебник и оказалось, что возможностей Word для этого недостаточно. Мне показали PageMaker, потом я выучил InDesign, и только потом Photoshop и Illustrator. Понял, что надо менять профессию и перешел в дизайн. Это был 2006 год.

А кем ты был изначально?

Я чуть-чуть походил в моря, потом полтора года преподавал в "Вышке": был ассистентом на кафедре навигации, вел навигацию, гидрометеорологию и математические основы судовождения. Очень интересная была штука и очень челленджевая, потому что сидит 80 человек, которые на 2 года младше тебя, и все они тебя ненавидят. А ты им должен что-то рассказать. И мало того! Они потом должны тебе это сдать на экзамене. И там приходилось попотеть, чтобы они учились. В конце концов мы со всеми этими ребятами подружились.

Расскажи подробнее, какие еще есть направления, помимо графдизайна?

Есть курс для начинающих веб-дизайнеров — туда приходят уже что-то умеющие люди, которые хотят научиться грамотно создавать сайты. Есть дизайн мобильных приложений, UX и иллюстрация. Собственно, вот это наши основные рабочие направления, в которые мы вкладываем душу и силы.

Преподаватели Projector.Odessa — кто они?

У нас довольно большая команда преподавателей, и совместной работой с каждым из них я горжусь.

Графдизайн вместе со мной ведет Денис Макаров. Он самый стрессоустойчивый человек, которого я знаю — вывести его из себя, кажется, нельзя никак и ничем. И это очень крутая черта для преподавателя. Второе замечательное его качество — это скрупулезность. Я могу закрыть глаза на какие-то недочеты в макете, если в целом он хороший. Денис не умеет закрывать глаза и комментирует все. И вот на его замечаниях ребята учатся доводить задания до идеала.

На веб-дизайне — это Саша Пашков, Никита Вербицкий и Вика Доброденчук. Вова Сафонов — большой специалист по презентациям, по мобильному и продуктовому дизайнам, который периодически выступает на всех направлениях. Курс UX — это его детище. С ним вместе преподают все те же Никита и Вика, а также Ольга Денисова и Женя Землянухин. Маркетинг у нас ведут Паша Сахацкий и Макс Варналий из Readdle, а также Вика Игнатьева и Анастасия Здорикова из Netpeak Group. На курсе иллюстрации преподаватели сменяют друг друга: один набор ведет Олег Андреев, другой — Эвелина Яцеленко, периодически к ним присоединяется Диана Мась. Все они замечательные иллюстраторы.

Бывает так, что кто-то просится к нам вести занятия, а мы не берем. Понимаем, что человек обижается, но здесь надо учитывать очень много вещей. Преподавать надо не потому, что просто захотелось, — это надо уметь, этому надо постоянно учиться. Lifelong learning. Даже когда в течение 5 лет ведешь занятия — все равно надо смотреть, читать, узнавать много нового.

У нас есть целая цепочка, которую нужно пройти соискателю. Сначала претендент проводит встречу со студентами, беседует с ними на какую-то горячую тему о дизайне, а я смотрю, насколько у него получается держать аудиторию. Дальше он готовит лекцию, затем воркшоп. После этого уже может идти речь о курсе.

В чем отличие самостоятельного обучения от занятий в аудиториях? Сейчас в различных мотивационных статьях заявляют: «Чтобы поменять свою жизнь, не обязательно даже идти на курсы! Все есть в интернете — сидите и учитесь».

Все эти коучинговые штуки — это, конечно, классно, но они не всегда работают. Для достижения желаемого результата надо вкладывать силы, время или деньги. Из этих ресурсов силы можно восстановить, деньги — заработать, а вот время не вернешь. Последнее — особенно ощутимо, когда учишься своими силами. Можно полезть на Skillshare, найти, что тебе надо, может быть, даже вскладчину купить какие-то уроки. И вроде бы все классно: освоил — и вперед. Но нет, так процесс будет идти намного хуже. Самомотивации не всегда хватает: ты купил курс, вроде бы его проходишь, а сегодня взял и провтыкал занятия, а завтра — не сделал домашку. Нужна мотивация со стороны, нужен двигатель прогресса.

Вот я занимаюсь спортом с тренером. Он порой снимает нашу тренировку на смартфон и выкладывает в Instagram. Я не против, но при этом я уже не могу сдаться, сказать: «Я не сделал подход 12 раз, я сделал всего 10, и вот тут я сдох». Нет! Делаю 12, еще и улыбку при этом тяну до ушей. То же самое происходит на офлайновых курсах. Когда сидишь в аудитории и видишь, что у соседа получается, то тебе тоже надо, чтобы все получилось, ты не хочешь отстать. В онлайне ты не видишь, что происходит у соседа. Ты можешь посмотреть его итоговый макет, но как он к нему пришел — нет. И от преподавателя ты, вместо живой эмоциональной речи, получишь более чем подробный отзыв, но это все равно остается текстом на экране.

Я знаю, что такое онлайн-курсы, они тоже хорошие и интересные. Например, я сейчас сам веду онлайн-курс от киевского Projector. Я стараюсь выкладываться настолько, насколько могу. Но мне кажется, что ребятам там сложнее поддерживать себя в тонусе по сравнению с офлайном, несмотря на то, что на последнем есть свои нюансы, вроде необходимости добираться до места занятий, а потом ехать домой.

Прожектор Одесса студенты дизайнеры  Projector Odessa
Фото: Folga'

У тебя есть знакомые, которые самостоятельно выучились онлайн на хорошего специалиста? Не обязательно, чтобы они были связаны с дизайном.

Я знаю нескольких человек, которых учил еще в незапамятные времена на своих курсах: некоторые выбились в хорошие дизайнеры, про остальных не знаю.

Кстати, с «живыми» студентами ты потом продолжаешь общаться. В онлайне это большая редкость. У нас в школе зачастую получается так, что мы с ребятами начинаем дружить. Есть у нас целая группа, с которой мы до сих пор периодически просто собираемся, потому что охота посидеть вместе и обменяться между собой новостями. Я немножко от работы отдыхаю таким образом. А где ты увидишь, чтобы онлайн-однокурсники из Жмеринки, Львова и Хмельницкого собрались вместе за чашкой чая?

То есть «живые» курсы — это еще и связи?

Конечно. Это связи и нетворкинг. В онлайне — купил, отзанимался и получил определенные навыки и знания. В офлайне возможностей больше, потому что здесь преподаватель говорит: «За углом завтра будет лекция, не наша. Это вообще другая школа, но тема полезная, поэтому — сходите». Мы можем порекомендовать лекцию в Hillel или Beet Root — где угодно. Ребята туда идут, обсуждают, выносят какое-то свое видение, а после обсуждения в споре рождается истина — и процесс пошел. Или где ты увидишь экскурсию в типографию на онлайновых курсах? Там могут видео показать. А здесь мы собираемся и идем группой в типографию, чтобы посмотреть, как выглядят «маленькі звірятка», которые потом печатают макеты. И оказывается, что это живые люди, и ученикам того же графдизайна необходимо видеть, что они делают. А начинающим веб-дизайнерам нужно привести живого верстальщика, чтобы он объяснил, как ему потом приходится работать с теми макетами, которые они иногда присылают. Студенты видят, что это специалист с другим типом мышления, а ведь с ним надо как-то взаимодействовать. Когда они потом устраиваются в компании, то для них такие вещи не оказываются сюрпризом.

Дизайнер Сементий Лобач  Projector Odessa

Какие поучительные истории ты рассказываешь ученикам?

Я люблю рассказывать анекдоты: зачастую в них есть только доля шутки, а все остальное — правда. Люблю приводить примеры из собственного опыта про ошибки, которые я допускал. Есть вещи, за которые мне было стыдно. Я такое всегда рассказываю, потому что у ребят тоже будут ошибки, и они должны знать, что так бывает, но при этом ты не разваливаешься и остаешься в живых. И если они про мою ошибку будут знать, то свою такую же могут не допустить.

Бывают вещи, которыми полезно поделиться, например, о конфликтных ситуациях с клиентами. Я не упоминаю имен и названий проектов из этических соображений, но на таких примерах ребята понимают, как правильно поступить в той или иной ситуации.

Это опять-таки плюс «живых» курсов?

Конечно. На онлайновых это тоже можно рассказать, но ты никогда не знаешь, в какой момент стоит разрядить ситуацию. А здесь ты видишь глаза аудитории и чувствуешь, что надо что-то сказать, чтобы все засмеялись и немного расслабились.

Сравнить офлайн - и онлайн-курсы — все равно что сравнить брак в жизни и роман по интернету. Здесь возле тебя живой человек, вы влияете друг на друга. Я к вебинарам отношусь как к записи концерта на ютубе. То есть ты имеешь представление о музыке Шопена, но не слышал ее вживую, не слышал как пальцы по грифу виолончели проходят. Душа — вот в этих нюансах.

Бывает такое, что в повседневной жизни сталкиваешься с результатами работы учеников?

У меня сейчас в Facebook пролетают тонны политической рекламы, и я вижу в оформлении конкретные нюансы, о которых я всегда говорю своим ученикам. И по наличию этих нюансов в увиденном я понимаю, что это делает кто-то из моих. Бывает так, что я иду по городу и вижу, что «О! Вот это делал Антон, вот это делала Вика, а это вот — Ксюша». Потому что почерк знакомый — характерный межстрочный интервал или висячая пунктуация, по которым я и вижу, что это явно их работа. Я часто вижу руку своих студентов, и это очень приятно.

А если ты не согласен с их дизайнерскими решениями — все равно приятно?

Конечно, ведь они заняты делом! Я могу быть с этими решениями сколько угодно не согласен, но это их работа, они таким образом делают то, что нравится, они счастливы. И я счастлив!

Projector Odessa презентация графидизайн веб-дизайн типографика Прожектор Одесса Projector Odessa стикеры Аудитория Прожектор Одесса Projector Odessa Аудитория школы дизайна Прожектор Одесса Projector Odessa Студент Прожектор Одесса защита диплома Projector Odessa 1 Студент Прожектор Одесса защита диплома Projector Odessa 2
Фото: Folga'

Часто бывшие ученики обращаются к тебе за советами?

Постоянно. Чаще всего, если им предложили вакансию, спрашивают, знаю ли я что-то о компании. Я могу подсказать, где хорошо, обратить внимание на то, какие где задачи, и какие навыки следует получить, если хочешь развиваться в конкретной области. Бывает, что HR-менеджер со мной хорошо знаком, просит порекомендовать специалиста с определенными характеристиками. И то, что я могу во всем этом участвовать, — одна из причин, почему я хочу оставить Projector.Odessa маленькой школой. А если здесь будет триста аудиторий и 500 квадратных метров площади, я уже так не смогу.

А какой ценный совет ты получил от своего преподавателя?

Его мне дал школьный учитель физики, когда я был в девятом классе. Он сказал: «Спросить — это стыд одной минуты, а не знать — стыд всей жизни. Поэтому, если ты чего-то не знаешь и тебе этот вопрос кажется глупым, его надо задать». Это совет, которым я пользуюсь до сих пор и, наверное, буду пользоваться всегда.

Что бы ты посоветовал тем, кто только решается изменить свою жизнь и пойти на курсы, но сомневается: «А вдруг не получится? Вдруг таланта нет?».

Я когда-то работал с Сашей Купером, еще в незапамятные времена, до всей его сети ресторанов. Он как-то предложил решить новую для меня задачу, на что я ответил: «Да, надо попробовать». Саша сказал: «Что значит «попробовать»?! Надо брать и делать — у нас вариантов нет». И вот это я говорю студентам: не надо пытаться, надо браться и делать. Если захотелось — значит, есть причины и предпосылки к этому. Мне тоже бывает страшно! Я — преподаватель — прихожу на первое занятие в группу и не знаю, кто там сидит, кто эти ребята. Может быть, кто-то из них знает и умеет больше чем я? И мне немножко не по себе, но я это принимаю и с этим живу. Точно так и здесь. Хочешь что-то поменять в жизни — бери и меняй.

А если в процессе понял, что это — не твое? Надо ли тянуть до конца или есть смысл остановиться и попробовать что-то другое?

Так тоже бывает. В жизни бывают пути, которые заводят тебя не туда, куда ожидал. Но я бы не назвал их ошибочными, это — опыт. Ты пошел учиться на дизайнера и у тебя не сложилось? Значит, либо ты чего-то не сделал, либо понял, что это не соответствует твоим ожиданиям. У меня когда-то не хватило фантазии, чтобы стать программистом, потому что там нужно мощное воображение для построения алгоритмов. Я стал дизайнером. Здесь так же. Если дизайн не пошел, то во время занятий ты как минимум что-то слышал о маркетинге — это тоже интересная штука. Ты узнал о верстке — почему бы не попробовать? Я считаю, что лишними такие попытки не будут никогда.

Помню, что когда в четвертом классе я перешел в другую школу, учительница мне выдала тетрадку с названием «Учись учиться» и велела ее переписать. Там было описано, как вести за учителем конспект, как надо подчеркивать важное, как зарисовывать то, что учитель на доске рисует. И вот эту тетрадь я помню до сих пор. Я считаю, что мы этому тоже учим: мы учим учиться.

Кто такой Броклим?

Броклим Прожектор Одесса Projector Odessa

Броклим появился у нас в 2015 году. Когда только-только зашла речь о том, чтобы делать Projector.Odessa, я под Новый год заехал в мебельный за стульями и увидел, что там сидят на диванчике морковка и вот эта плюшевая капуста. Денег у меня хватало только на что-то одно, поэтому я взял капусту — она полезная.

В офисе девочки окрестили игрушку Броклимом. Однажды мы его сфотографировали и решили выпускать что-то вроде комиксов: смешные цитаты о работе, дизайне, жизни, фрилансе, правках. Броклим — он такой: где-то немножко милый лентяй, но в то же время парень с хорошим чувством юмора и постиронией, когда не знаешь — где шутка, а где нет.

Юлия Котляр
Автор:
Юлия Котляр