Честный разговор обо всем, что переживает творческий человек на пути к успеху. Яркая личность — о ярких вспышках, крутых кадрах и заслуженных победах
Вадим ЯЦУН и «психология момента» в фотографии
Наш гость — смелый, яркий, успешный и «говорящий» фотограф. Он с удовольствием разговаривает с журналистами на любые темы и активно развивает свой YouTube-канал, где простым, понятным языком рассказывает о тонкостях своего мастерства.
В марте этого года Вадим выиграл «золото» на международном конкурсе «Фотограф года» и получил премию Fashion Golden Camera.
Сегодня он откровенно рассказал Folga’ о том, как относится к победам, всемирному признанию и как преодолевает кризисные периоды.
Вадим, вы были востребованы и в музыкальной сфере, и на радио. Что может заставить так резко сменить профессию?
Я легко отношусь к таким переменам, считаю, что нужно пробовать себя в разных сферах. И сейчас тоже стремлюсь познавать искусство смежных профессий, чтобы хорошо делать свою работу. Я с удовольствием еще попробовал бы себя в парикмахерском деле и в мейкапе. Уверен, что если найду время и займусь этим серьезно, то добьюсь хороших результатов и там. Пока останавливает только отсутствие свободного времени.
А «говорящий фотограф» — это нежелание оставаться за кадром?
Я люблю быть медийным, ярким. Комфортно чувствую себя по обе стороны камеры. Не могу сказать, что я полностью ушел от актерского, музыкального искусства, от ведения мероприятий. Фотография — это где-то на стыке творческих профессий. Это психология момента, людей, которые в нем оказались. Люблю поговорить, поделиться чем-то с окружающими. Поэтому с удовольствием преподаю и снимаю видео для своего YouTube-канала.
В некоторых видео вы раскрываете секреты работы с селебрити. Как они реагируют на вашу откровенность?
Я соблюдаю определенную этику. Рассказываю правдиво обо всем, но без «чернухи» и не на запрещенные темы. С селебрити работать сложно, но я ценю их доверие. В видео говорю о своей работе, даю советы, как вести себя на таких съемках, но не унижаю своих моделей, кем бы они ни были.
Творческие кризисы случаются? Как вы выходите из таких состояний?
Кризисы у меня случаются очень часто, чуть ли не каждый месяц. Это для творческого человека вполне нормальное состояние. Мы все стараемся стать лучшей версией себя. Хотя есть, конечно, некоторые коллеги, которые из года в год снимают одно и то же. Их ничего не беспокоит, не раздражает. Это не про меня. Я могу после съемки забросить материал, сказать, что все плохо. Однако через полгода достаю, смотрю свежим взглядом и понимаю: это шедевр! В моей работе важна вовлеченность всех членов команды. Поэтому просто необходимо менять творческий состав, смело предлагать, соглашаться на новые коллаборации.
Если говорить о победах в конкурсах, о признании. Кто поздравляет первый и с кем вы делитесь такими хорошими новостями прежде всего?
У меня не очень широкий круг близких друзей. Одна из них — мой директор Нелля. Как только узнаю о победе, звоню родителям и друзьям. Они и поздравляют меня в первые минуты. А вообще каждая победа для меня — это вызов. Теперь я должен еще больше стараться, чтобы совершить качественный скачок и быть на уровне в следующий раз.
Я скептик, а потому просто усилием воли стараюсь приучить себя греться в лучах славы, принимать поздравления, наслаждаться заслуженным результатом. В какой-то момент я осознал, что жизнь не так длинна, мы должны уметь радоваться текущему моменту. А потом снова станем работать над новым проектом. И снова окунемся во всю гамму переживаний творческой натуры.
Есть такие модели, которых вы никогда не станете снимать? Как относитесь к нестандартной внешности?
У меня нет никаких ограничений. В коммерческом смысле мы можем все. Более того, нестандартная внешность сейчас — тренд. Человек, обладающий шармом, может достичь и внешнего совершенства. Единственное, что меня раздражает, это когда некоторые люди, прикрываясь «бодипозитивом», злоупотребляют фастфудом. Но это не значит, что мне не нравится снимать моделей размера XL. Они прекрасны в своем проявлении, естественны и красивы. Еще сейчас актуален трансгендерный тренд. Недавно я снимал одного талантливого блогера. У меня была идея деликатно показать грани проявления такой нестандартной личности.
А для начинающих моделей важно найти своего фотографа, который раскроет их сильные грани?
В Украине есть крутые девочки, но fashion-индустрия пока все еще в зачаточной стадии. Мы ориентируемся на Европу, там эта сфера действительно достигла пика. Многие украинки успешны на европейских подиумах. Поэтому важно смотреть на удачные фотосессии крупных модных изданий, не экономить на фотографе, ведь это инвестиция в себя, в свою мечту. Именно такой специалист поможет начинающей модели стать более уверенной в себе, понять себя. Портфолио должно быть качественным.
Начинающими бывают не только модели, но и сами фотографы. Как такому «новобранцу» не разочароваться в профессии после первых испытаний?
Я всегда говорю: «Не родись красивым, а родись активным!» Экспериментируйте, создавайте любые коллаборации, пусть даже бесплатно. Знакомьтесь с новыми людьми, соглашайтесь на смелые проекты. Наступит момент — и вас заметят, пригласят, оценят. Ведь не все дизайнеры могут нанимать именитых фотографов. А идеи бывают удачные. Это и есть ваш шанс заявить о себе.
Кроме того, я считаю, что если это ваше — вы никогда не разочаруетесь. Неудачи лишь раззадоривают. Я поначалу снимал подружек, что-то из профессиональной техники покупал на гонорары, что-то арендовал, экспериментировал. Вы всегда должны выкладываться на 100 %. Потому что при стечении многих факторов, если ваши старания реализуются хотя бы наполовину, это уже хорошо. Поэтому всегда будьте профессионалом, работайте усердно. А жизнь сама подскажет, какой проект лучше, какой — не очень. И это нормально, когда человек не пребывает все время в эйфории.
Есть ли у фотографов свой кодекс чести?
Да, самое главное — не навредить. Фотограф — как психолог, в студии работает и с внешним, и с внутренним проявлением человека. Человек в студии должен доверять ему, а фотограф — оправдать это доверие.
Свою работу вы любите, это видно сразу. Но есть ли то, что вас в ней раздражает?
Я думаю, что фотография — это творческая профессия, но все-таки она относится к сфере обслуживания. Поэтому, если ты отдаешься работе, члены твоей команды вовлечены, стараются достичь результата, то ты хочешь такого же отношения от моделей. Неважно, селебрити или непубличный человек у тебя в студии. Я за справедливость, поэтому терпеть не могу, когда клиент пытается избежать платы за услуги. Но такого, к счастью, почти не бывает. Бесит, когда капризничают, грубят. Я, конечно, умею сглаживать такие моменты. Но жлобство терпеть не стану, каков бы ни был размер гонорара.
А если это касается работы в ТВ-шоу, где вы часто бываете в роли эксперта?
Мне очень нравится участвовать в таких шоу. Но не во всех. Я столкнулся с тем, что на больших ток-шоу герои не всегда могут четко изложить свое мнение, мысли и плохо воспринимают советы и рекомендации. А мне не нравится навязывать свою точку зрения. Поэтому зачастую никакой пользы такие программы для гостей не несут. Они с чем пришли, с тем и уходят. Другое дело — на проектах типа «Пацанки». Их концепция позволяет один на один помогать участнику что-то понять, что-то изменить. А мне очень нравится менять жизни людей к лучшему. Нравится видеть результат таких перемен.
Правда ли, что украинские фотографы в жанре fashion редко становятся победителями? В чем причина и как вам это удалось?
Украинский рынок — небольшой, а хороших фотографов довольно много. Почему-то не все уверены в себе. А мне момент состязания интересен. Когда ты все делаешь правильно, пишешь официальное письмо, указываешь свои регалии, то и относиться к тебе начинают серьезно. Любой конкурс — это маркер результата, оценка извне. Это необходимо каждому, кто хочет расти в своей профессии, идти своим путем. Именно своим, потому что копировать успешных фотографов не нужно. Они уже есть. Мы все уникальны. Возможно, твою манеру передачи момента в этот раз оценят высоко — и ты станешь новым Питером Линдбергом.
Раз уж мы об этом заговорили, то могу я попросить вас дать свою оценку отечественной фотоиндустрии? Стоит ли нам стремиться на международный рынок?
Кому как повезет. Совершенно точно ориентироваться нужно на тенденции европейского рынка. Если ставить себе планку с учетом местного рынка — потеряетесь как специалист. А вот нужно ли переезжать в другую страну — не уверен. Не у всех там получается реализовать себя. Да и не обязательно так кардинально все решать. Там тебя могут не взять в команду просто потому, что ты нерезидент и это повлечет дополнительные расходы на налоги. Будь ты даже на несколько голов выше других. Все и так завязано на коммуникации. Находи интересные коллаборации, идеи и проекты там, где ты в своей среде.
Какой проект Вадим Яцун хотел бы реализовать?
Я верю в случай, в силу правильных своевременных контактов. Сейчас активно развиваю свой YouTube-канал, стараюсь, чтобы он был полезен. Причем широкой аудитории, а не только коллегам. Чтобы все понимали, насколько сложна, но интересна работа фотографа. Показываю, на чем артисты сэкономили при производстве афиш. Говорю, как правильно расставлять приоритеты. Верю, что если буду производить качественный контент, канал приведет новых интересных людей в команду, новых клиентов, поможет повысить культуру и принесет доход от монетизации. Как я уже говорил, мне нравится менять жизнь людей. Я верю, что при определенной доле врожденного чувства эстетики вполне возможно привить и хороший вкус.