
Если ты творческая, то это не тождественно отсутствию заработка – утверждает Яна Черникова и советует творить без скуки, чтобы жить ярко.
Яна ЧЕРНИКОВА: «Рисовать на стенах мне проще, чем на бумаге»
я очень болезненно отношусь к ситуациям, когда портят работы, даже если картину рисовал другой художник, а не я
Молодая и творческая Яна Черникова — та, кто рисует на стенах заведений нашего города, и делает это абсолютно легально. Более того, именно благодаря ее работам мы можем не только поесть в ресторане, но и прикоснуться к прекрасному — иногда в буквальном смысле, прислонившись спиной. Можно сделать крутое фото для Instagram с тегом #иятамбыл.
Или зайти на Городской рынок еды, увидеть картину молодой художницы и вдруг задуматься о вечном. У Яны за спиной — школа Костанди и Грековское училище, сейчас она работает со многими ресторанными заведениями и гостиницами, а в будущем планирует создать выставку своих настенных рисунков, выполненных неклассическим для этого способом. Я встретилась с Яной впервые, чтобы поговорить, в чем секрет успеха 29-летней художницы.
Яна, расскажи, как организован процесс создания твоих работ? Мне интересно, откуда ты берешь идеи, нужно ли их согласовывать с заказчиком, выполняешь ли ты их «под четкий заказ»?
Я выхожу уже на тот уровень, когда я предлагаю заказчику свои авторские идеи. Но каждый раз бывает по-разному: иногда мой клиент уже знает сам, что он хочет видеть, или это какой-то логотип, и я не могу его менять — есть уже установленные правила. Чаще всего люди хотят видеть что-то подходящее под формулировки: «красивое», «достойное», «классное», «крутое». И мне тоже нужно, чтобы мои работы были крутыми.
Недавно у меня была заказчица, она мне прислала много фото
уличных граффити с Колоннадой, Дюком, Дерибасовской и т.д. Я ее спросила, где это будет находиться, и оказалось, что в ее спальне. И я сказала: «А уверены ли вы, что хотите спать в комнате с видом на Колоннаду?». И сагитировала сделать на ее белых стенах акварельную ботанику, и она согласилась.
Иногда заказчики озвучивают только концепцию, например: «Хочу оформление в таком-то стиле». А я говорю, что именно я могу предложить.
А Фредди Меркьюри в тельняшке на всю стену в мини-отеле «Rooms and Rumors»? Это чья была идея?
Это были продиктованные условия. Заказ от Андрея Шабанова, мы с ним работаем уже не первый год. В его рок-апартаментах я в каждой комнате сделала небольшую роспись. Люди ходят туда как в музей. А в этом году он попросил меня сделать в коридоре в огромной нише возле лестничного пролета вот такую картину. Там было бы очень неудобно рисовать, поэтому я заказала холст, Андрей сказал, что он хочет видеть на нем, и я приступила к работе.
Почему Яна Черникова стала именно художником-оформителем? Может быть, это заезженный вопрос, но мне очень интересно, как ты к этому пришла, и с чего все начиналось?
Я родилась и выросла в Одессе. Училась в художественной школе, потом продолжила обучение в училище, и там я уже поняла, что дальше мне ничего не нужно — я хочу быть художником.
Многие ребята наши пошли потом в графику, дизайн, а я подумала, что хочу рисовать на стенах. Сначала я боялась, но мне помогла моя первая работа.
Лет шесть назад в салоне красоты меня попросили нарисовать силуэты девушек — и это оказалось легче, чем на бумаге: вертикальное положение, ничто не дергается, не елозит, цвет можно перекрывать цветом. Вообще я училась не на художника-оформителя, а на художника-керамиста.
У меня был очень хороший куратор — Елена Игоревна Жерновая. Но я ушла из керамики.

Какого заведения в Одессе первым коснулась твоя кисть?
Все началось с «MamaCasalla».
Нас порекомендовали, там мы работали как оформители. Мы пришли, и владельцы заведения сказали: «Давайте что-то думать, нам эта комната не нравится». И мы переделывали, делали какие-то блики, панно, много всего интересного. А потом нам предложили поработать в арт-центре Александра Коробчинского. Нам дали платформу — три белые стены, которые мы решили сделать в стиле Чикаго, в черно-белых тонах.
Это нам дало хороший старт, в нашем портфолио появилась серьезная работа. После чего появился опрос на Facebook, когда Алекс Купер открывал Городской рынок еды, насчет оформителей в Одессе, которые работают с черно-белой тематикой.
И кто-то из обычных читателей меня отметил в комментариях. Я увидела это и поняла, что нужно брать ситуацию в свои руки и написать Алексу напрямую. Что я и сделала. И после нашей встречи, уже на следующий день, мы приступили к эскизам. То есть, это было очень быстро и продуктивно.

Ян, ты работаешь над проектами всегда с командой? Или есть заказы, которые ты полностью берешь на себя?
Команда собирается иногда. Еще я иногда сотрудничаю с граффитчиками из команды «М97 Project». Сейчас у нас много общих проектов, потому что мы делаем разную работу — я занимаюсь прорисовкой деталей кистями, а ребята баллонами закрывают большие пространства, делают накаты.
С моей подругой Юлией Сластениной мы расписывали Городской рынок еды. Она работает тоже кистями, вольная художница. Ее первая настенная работа была в арт-центре Александра Коробчинского. Еще пару проектов потом мы делали вместе. Когда рисовали, Юля была на восьмом месяце беременности, она работала над той частью картины, куда могла дотянуться сидя. Потом я переставляла ей стул, и все, что было выше, дорисовывала я. Там была большая стенка, где-то пять на семь метров.


А кто вас пригласил в «MamaCasalla»?
Одесса — это знакомые знакомых. Так было и у нас. Два с половиной года назад мне позвонила знакомая, которая предложила там что-то нарисовать.
Решили попробовать. А еще мы там проводили мастер-классы для детей по рисованию, лепке. Было очень интересно, легко и весело. Мы специально для этого пошили себе фартуки, свой я ношу до сих пор. Вели программы, готовили видео, музыкальное сопровождение, утверждали темы.
Мы создавали для детей сказку. Для нас как для художников, которые обычно — затворники, это был уникальный опыт. Мой куратор говорила мне в училище, что я должна работать с детьми. Это ее задание можно считать выполненным.
Иногда заказчики озвучивают только концепцию, например: «Хочу оформление в таком-то стиле». А я говорю, что именно я могу предложить
А почему ты не стала рисовать на зданиях граффити, как сейчас модно: выражать себя и свои мысли посредством уличных стрит-артов?
Если я скажу, что более коммерчески подошла к этому вопросу? Ничего страшного? (смеется - прим. ред.).
Нет, конечно.
Если бы у меня был какой-то посыл рассказать тысячам людей что-то, как-то самовыразиться, то я бы, наверное, это сделала. А так, работать в заведениях — это работать внутри, никто тебя не дергает, ты спокойно можешь собраться с мыслями, и это достойно оценят, а не закрасят крестиками на улице. Хотя в ресторане, например, тоже могут сделать ребрендинг, снести стены и т.д. Но это реже случается. В общем, в заведениях ценят мой труд, поэтому там я работаю в удовольствие. Просто я очень болезненно отношусь к ситуациям, когда портят работы, даже если картину рисовал другой художник, а не я. И у меня коммерческий подход, еще раз повторюсь, то есть удовольствие, которое приносит заработок.
Хочешь ли ты выйти за рамки Одессы? Или они не тесны для тебя?
Я хочу сначала вырасти, у меня такая позиция. И тогда я создам какой-то бренд, возьму под свое начало молодых художников, и мы станем осваивать мир. Но пока я не готова стать руководителем. Хочу сама рисовать, мне это очень нравится.
Я — исполнитель, который кайфует от того, что он делает. Я вижу, как люди смотрят на мои картины, им нравится, я понимаю, что это я нарисовала своими ручками, и от этого испытываю невероятный кайф.
Берешься ли ты за работу во всех заведениях или только в топовых? Вот, например, я завтра открою кафе, позвоню тебе, возьмешься его оформить?
Возьмусь. Если есть легкие заказы, например, сделать надпись «Кофейня», и у меня есть время, я не гнусь под стопкой эскизов для масштабного заказа, то я делаю и такую работу. Но меня, конечно, в первую очередь интересуют крупные и серьезные заказы, где я максимально могу проявить себя как автор. Так что, если надумаешь что-то открывать, — не экономь на оформлении.
А если команды еще нет, но тебе позвонят завтра и предложат разрисовать стену пять на семь в Берлине — ты согласишься?
Можно обрисовывать Одессу и при этом ездить в Берлин. Но пока я вся здесь, в моем родном городе. Но и в Берлине я уже была и присмотрела пару стеночек (смеется - прим. ред.).

Хочу устроить экскурсию по заведениям с твоими работами. Поможешь мне построить маршрут?
Конечно. Сначала нужно бросить чемоданы в рок-апартаментах «Rooms and Rumors» — обойти там все комнаты, ведь этот мини-отель стал уже настоящим музеем для любителей рока.
Далее я бы посоветовала поехать в центр города и пообедать на «Городском рынке еды». Это очень колоритное место, там есть изображения работников рынка, которые мы делали вместе с Юлей Сластениной; еще там мы оформляли «Черноморку» — гастролавку с морепродуктами.
Потом следует посетить заведение «Fratelli» — я делала в этом ресторане большую роспись на втором этаже, там часто проводят концерты в вечернее время. Выпейте там бокальчик игристого и прогуляйтесь к гостинице «Черное море», по пути загляните в арт-центр Александра Коробчинского.
Затем я бы посоветовала отправиться в Аркадию. По дороге можно съесть вафлю в «Chicago’s Waffle» и полюбоваться свадебными платьями в салоне «La Novale», а заодно моими работами в этих заведениях.
При въезде в Аркадию открылся ресторан «Sababa» — в нем я вместе с ребятами из «М97» оформляла стрит-артами большую стену, потом меня еще попросили сделать рисунки для визиток этого заведения, меню и создать несколько картин для украшения интерьера.
Еще одно красивейшее место — это отель «Arcadia Plaza», здесь мы с «М97» сделали семиметровый мурал, а в конференц-зале я нарисовала Дюка. Проходя по аллее в Аркадии, обратите внимание на ресторан «Mangal meat house» — там тоже мое символическое оформление.
Чуть выше расположен «Аркадийский дворец», а в нем есть бальная студия и моя нежная роспись «Крылья бабочки» — на ее фоне любят фотографироваться маленькие танцовщицы.
Есть печальная история с моими картинами в ресторане «Бернардацци». Я ждала от тебя вопроса, где мои самые любимые работы...
Хорошо, давай представим, что я задаю тебе этот вопрос без подсказок! Итак: Яна, где же твои самые любимые работы?
Это были мои работы в ресторане «Бернардацци». Там я сделала на одной стене копию картины «Венера» Сандро Боттичелли, которую я рисовала месяц. Люди очень любили с ней фотографироваться. А вторая — тоже репродукция картины другого художника, Мишеля Баския, на смежной стене. Сейчас этих картин нет.
А что случилось с этими картинами?
Реконструкция. Что-то там с филармонией вроде бы связано. Сначала не стало «Венеры», а потом и вторую стену снесли. Для меня это было больно почти физически. Но я думаю, что будут у меня еще большие и красивые работы, а эти две картины я сохраню в своей памяти и на фото.
Сейчас у меня уже назрел новый заказ в новом заведении «Piccolo». Там хотим сделать огромную голову Давида на стене.
Сколько времени занимает выполнение твоей работы «от и до»?
От двух часов до месяца (как в случае с «Венерой» в «Бернардацци»). Я очень кропотливо отношусь к своей работе.
Бывает ли такое, что ты сидишь без заказов? Как чувствуешь себя в такие моменты?
Когда нет заказов, то мне кажется, что — все, мой звездный час закончился. Но я успокаиваю себя тем, что еще вчера у меня были крутые заказы, а значит, — и еще будут. Говорю себе: «Успокойся, Яна, впереди еще много всего интересного». И если у меня будет длительный период без работы в заведениях, то я планирую начать делать свою выставку.
На мой взгляд, это будет самый лучший вариант использования такого времени — буду вкладывать в себя, в искусство, чтобы не сидеть и не ждать.
Редко бывает, что я сижу неделю-две без работы. И в таких случаях я сама иду и говорю с людьми, с которыми я бы хотела поработать.

Яна, как молодым людям не поддаться влиянию тех, кто отождествляет выбор творчества как профессии со словосочетанием «голодный художник»?
Был период в моей жизни, когда я разрисовывала маленькие сувенирные домики, но уже тогда я знала, что хочу рисовать на стенах. И я смотрела на это так: я уже рисую на стенах, просто на маленьких, но дальше у меня появится возможность рисовать и на больших стенах. Главное — иметь амбиции.
А потом мне пришел заказ от арт-центра Коробчинского, один раз мазнула там по стене и поняла, что на работу в компанию я больше не хочу возвращаться. И я не знала тогда, что будет дальше: будут ли у меня еще заказы, какие будут объемы. Но этот проект дал мне возможность выйти на Алекса и Городской рынок еды, а потом уже заработало «сарафанное радио».
Поэтому мой совет молодым творцам — не бояться делать что-то классное даже бесплатно, нужно начинать в любом случае, начинать делать себе имя. Ты не можешь прийти и сказать, что ты хорошо рисуешь, и получить работу. Пусть это будет фото картины, которую ты сделала у подружки дома. Ну и что? Но тебе уже есть что показать. Потом ты получаешь одну работу, другую — и становишься кем-то.
Как ты относишься к выражению «Чтобы получить многое — нужно отказаться от многого»? Я имею в виду, например, сидит на работе в офисе девушка-бухгалтер, мечтает рисовать, но не знает, что делать с этим желанием. Нужно ли бросать все, чтобы осуществить свою мечту — заниматься любимым делом?
Если девушке нравится это, и ее поддерживают окружающие. То есть это не ее субъективное мнение, что она хорошо рисует. Это видят другие, они ее подталкивают к этому своими разговорами. Если это присутствует — тогда можно.
То есть одной веры в себя недостаточно?
У каждого по-разному. Я не могу брать на себя такую ответственность — сказать какой-то девочке, не зная ее, не увидев ее работы, — бросай все и уходи в искусство. И не могу ей сказать — не делай. Пусть лучше попробует.
Что ты любишь больше всего делать из этапов процесса твоего творчества: создавать идею, моделировать эскизы или рисовать?
Самое любимое — это когда готов уже классный эскиз, он уже утвержден, я выезжаю на объект и начинаю водворять все это в жизнь. Первый день обычно у меня уходит на раскачку, поэтому он не самый любимый. Но вот третий день, когда я уже все скомпоновала и начинаю прорисовывать детали — это меня вводит в состояние полного восторга. А вот работа над эскизом — абсолютно не самое любимое, потому что вносятся правки, это сложнейшая работа мозга. Вот, например, делали мы с ребятами из «М97» ресторан «Sababa», и мы с клиентом месяц работали над эскизами.
Какие именно краски ты используешь в своей работе? Насколько важно их качество?
Лучше всего — это художественный акрил. Я пользуюсь фирмой Rosa. Мне он очень нравится — он густой, мажет хорошо. Но если площадь для выполнения картины большая, то я — не из тех художников, которые набирают кучу дорогущих материалов, а потом выставляют отдельно за материалы заказчику огромный счет. В таком случае я беру ведро интерьерной водоэмульсионки, но хорошей, и набор колеров Dufa (они очень качественные — не выгорают).
Я стараюсь делать качественно свои работы — это влияет на мою репутацию. Я хожу и смотрю на свои картины через некоторое время, и если вижу, что что-то случилось с краской, то обязательно это исправлю. Был такой случай на Городском рынке еды: я увидела, что в «Борще» ребята поставили варочную поверхность под моей росписью на плитке, и паром повредился рисунок, я подобрала краски и пришла поправить свою работу. Продавец в «Борще» взамен угостил меня варениками в этот день (смеется - прим. ред.). Нам было обоюдно приятно.

От чего зависит стоимость твоей работы? Ориентируешься ли ты на конкурентов в данном вопросе?
Я знаю, что мои конкуренты берут немного дешевле, чем я. Но к ним не приходят некоторые заказы, потому что они не всегда могут справиться со сложностями, с которыми привыкла справляться я. Иногда я называю цену, и клиент сразу соглашается, иногда мы ведем переговоры. Иногда я предлагаю заказчику сделать просто фотообои, потому что работа сложная, на двенадцать квадратов, и материалы тоже стоят денег, а не потому что я рисовала на Рынке еды. Я стараюсь все это объяснять, и чаще всего мы приходим к консенсусу.
Цены у меня всегда разные, я выезжаю сначала на объект, потом уже озвучиваю стоимость. Нет такого, что я говорю, например: моя работа стоит от трехсот долларов, или квадратный метр стоит столько-то. Все индивидуально.
Яна, а кроме работы в заведениях, ты рисуешь дома, например, в свободное время? Может, берешь холст и рисуешь масляными красками на выходных?
Я покупаю холст, и он просто стоит, и я на него смотрю. У меня есть идеи, что на нем нарисовать, но потом приходит заказ, и я эти идеи переношу в заведение. Я обязательно рисую то, что задумала. Но холст дома остается пустым. Мои картины радуют моих клиентов и их гостей — и меня это устраивает.
Участвуешь ли ты в художественных выставках, фестивалях?
В этом году в июле я впервые приняла участие в фестивале стрит-арта, который проходил в Николаеве и был приурочен ко Дню молодежи. Я рисовала, не останавливаясь, шесть часов, потому что боялась не успеть: многие рисовали командами по двое - трое. Я очень переживала, что на таких мероприятиях все в основном рисуют баллонами, а я выполняю рисунок кистями. Но помимо меня, в Николаев приехали еще две девочки, которые пользовались такими же инструментами, как и я, поэтому я чувствовала себя вполне комфортно.

А с баллонами ты принципиально не работаешь?
У меня был заказ в тренажерном зале — я рисовала разбитый столб, и там я использовала баллоны для желтых линий типа «не заходить». Это был странный опыт. Сейчас я уже умею делать подложку из баллонов, знаю, какие лучше. А тогда, в первый раз, я взяла желтый, именно такой был нужен, выкладывала его в шесть слоев и проклинала эти баллончики. Но потом ребята мне объяснили, что все дело было в цвете — желтый, он прозрачный, хуже всего наносится, с ним всегда проблемы, каким бы мастером ты не был.
Я, конечно же, хочу попробовать себя в чем-то новом, и я должна пробовать себя в различных техниках, осваивать компьютерные программы, и, тем не менее, у меня нет столько свободного времени, чтобы этим заниматься.
С компьютерными программами ты тоже не работаешь? И по сути, тебе это и не нужно, правильно я понимаю?
Я работаю на таком уровне: я могу придумать размер, макет, визуализацию. Если это нужно увидеть человеку на стене, то я делаю эскиз, прихожу, беру проектор и выставляю его на стене. И то — иногда я показываю на проекторе только основные линии, а все остальные прорисовки делаю уже в процессе работы.
Мне вообще неудобно рисовать мышкой, я чувствую себя как будто левшой. Мне нравится рисовать вживую. Акварель сейчас очень хорошо продвинулась, и никого не смущает акварельный набросок. Я даже не озвучиваю, что я не работаю с компьютером, потому что в 98% случаев это и не требуется.
Чем ты занимаешься в свободное время?
Все свободное время я провожу со своей дочерью Марией. Ей семь лет, она уже ходит в школу. Пока она там — я работаю.
Она у тебя рисует?
Маня ходит в художественную школу. Она там самый непоседливый ребенок, потому что рисует не только на бумаге, но и на себе, и на других детях, на стенах, что-то попадает на пол.

И как ты к этому относишься?
Я не загоняю ее в рамки. Она рисует в свое удовольствие. У нее при этом математический склад ума, обыгрывает меня в шахматы. Так что я еще не знаю, кем она станет в будущем. Но если она хочет рисовать — берет и рисует. Я не заставляю. Могу только объяснить, какие цвета считать холодными, а какие — теплыми. Так, для общего развития, вдруг пригодится.
А вдохновение ты ищешь где-то?
Нет, я его не ищу. Аппетит приходит во время еды. Ты можешь ходить, скучать вокруг белого листа, и все равно ничего не придумаешь. А если ты сел и начал что угодно рисовать, то вдохновение приходит. Я не делаю так: если мне что-то закажут, то я, может быть, что-нибудь нарисую. Мне дали заказ — и я сразу сажусь и делаю. Заказчики меня не ищут, не вызванивают, я прихожу вовремя, сдаю работы в срок. То есть отношусь к творчеству как к работе.



Бывает ли такое, что ты села делать заказ, а ничего в голову не лезет?
Да, редко, но бывает. Тогда нужна перезагрузка: гулять, отдыхать, смеяться, проводить весело время. Я это делаю со своими подружками-мамами, они все хохотушки. Мы с ними вместе с нашим детским садом выходим на прогулку, общаемся, дети бегают. Для меня это настоящий релакс. Хотя такое бывает редко. У меня мало времени вне работы.
Как ты считаешь, можно ли развить в себе художественный талант? Я вот всегда мечтала научиться круто рисовать, даже собиралась поступить в художку, но потом решила, что туда берут только тех, кто может сразить комиссию наповал своим талантом. Но желание все равно осталось.
Я считаю, что каждый человек может рисовать. Мы все рисовали, когда были детьми, вспомни. Просто не к каждому нашли нужный подход в нужное время. В какой-то момент мы перестали это делать — либо потому, что у нас что-то не получалось, или мы поняли, что это нам не нужно. Если человек возвращается к этому даже в зрелом возрасте, то его все равно можно обучить. Он может, он способен. Сейчас есть очень много мастер-классов, куда ты приходишь, тебе дают определенные базовые знания, и вот ты уже приходишь домой с картиной с лебедями.
А можешь поделиться какой-то техникой от Яны Черниковой, простым приемом, который поможет желающим рисовать начать это делать уже сегодня?
Понравилась картина какая-то — садитесь и пробуйте повторить это. Или рисуйте образы, которые появляются в голове. Рисуйте, нарабатывайте стиль. И все.
То есть если я буду сидеть и упорно трудиться над какой-нибудь картиной, то у меня обязательно все получится?
Уже слово «упорно» навевает тоску. Если в кайф — садись и рисуй. Даже не думай о конечном результате. Можешь остановиться на любом этапе и сказать, что такая была задумка. Ты же не работаешь под заказ, как я.
Я — художник, я так вижу?
Да! Твори. Без скуки. Пусть будет интересно и ярко

