Украинские дизайнеры одежды мода искусства
искусство / вдохновение / мода

Искусство влияет на моду или мода — главный двигатель искусства?

На этот вопрос невозможно дать однозначно правильного ответа, но безусловно одно: эти сферы тесно связаны и влияют друг на друга. Глава организационного комитета Odessa Fashion Day Константин Леонтьев посчитал важным обратить внимание зрителей и гостей 22-го сезона OFD на то, чем вдохновляются дизайнеры. Он предлагает приоткрыть завесу тайны над процессом создания одежды и увидеть, как живопись, литература и другие направления в искусстве могут на это повлиять.

Анна Павлюк Дизайнер бренда ANNA Киев

Анна Павлюк. Дизайнер бренда ANNA (г. Киев)

Я — художник, и мне нравятся работы творцов эпохи Итальянского Ренессанса: они меня и вдохновляют, и питают особой энергией. В своей новой коллекции я использую вышивку на разных деталях костюма, в том числе на поясах. Эта вышивка помогает мне донести определенный месседж: несмотря на то, что в повседневной жизни мы теряем чувство прекрасного и переходим на более упрощенные вещи, я настаиваю, что простоту и изящную красоту можно совмещать.

Мне также нравится творчество одного из ярчайших представителей модерна — художника Густава Климта. Его работы поражают изысканностью исполнения, сложными орнаментами и золотом. Мне было бы очень интересно создать коллекцию под впечатлением от его картин.

Я думаю, что дизайнер обязан изучать историю искусства, ведь она позволяет почерпнуть бесконечное множество элементов, которые можно перенять и обыграть в своей коллекции.

Смотреть профиль бренда
Катерина Рацкевич Дизайнер бренда Kate Razz Милан

Катерина Рацкевич. Дизайнер бренда Kate Razz (г. Милан)

Я родилась в Одессе, где моим главным источником вдохновения всегда было море. Что может наполнить тебя новыми идеями лучше, чем соленый ветер и шум прибоя? Не зря ведь говорят, что любоваться им можно вечно! Поэтому я люблю жанр изобразительного искусства «марина». На мой взгляд, лучшие полотна этого направления — шедевральные работы Ивана Константиновича Айвазовского. В его картинах, особенно в «рассветных» сюжетах, я увидела ту самую палитру, которую в конечном итоге решила отобразить в своей новой коллекции.

Несомненно, литература и живопись нас обогащают, поднимают уровень культуры, расширяют кругозор и являются неисчерпаемым источником вдохновения. Но, к сожалению, в наше время не всех привлекает искусство. Интересы у людей разные, и они предпочитают уделять внимание тому, что им ближе. А для меня стало бы очень увлекательным опытом создать коллекцию, вдохновленную каким-то литературным произведением.

Смотреть профиль бренда
Виталина Иванова Дизайнер бренда МЕХ & КОЖА Vitalina Iva Одесса

Виталина Иванова. Дизайнер бренда МЕХ & КОЖА Vitalina Iva (г. Одесса)

Мода, на мой взгляд, является искусством создания образов. Она способна соответствовать самым высоким стандартам изобразительного искусства и обладает эстетической ценностью. К тому же, с начала прошлого тысячелетия именно мода сыграла немалую роль в популяризации живописи. Многие художники в XX веке удостоили эту сферу своим пристальным вниманием и уловили, насколько велик потенциал одежды, ведь именно благодаря ей можно создать неповторимый образ собственного «Я».

Так как я — дизайнер, мне остро необходима такая тонкая материя, как вдохновение. Сама природа наделила нас чувством красоты, но мало ее увидеть — должно появиться непреодолимое желание ею поделиться.

А для этого необходима внутренняя глубина и собственное неординарное мышление. Поэтому историю искусства так интересно и полезно исследовать. Не изучив прошлого, невозможно понять настоящее и представить будущее. Именно знания вдохновляют на творчество.

Смотреть профиль бренда
Иванна Медведчук Совладелец дизайнер бренда KIZKOFURS Киев

Иванна Медведчук. Совладелец и дизайнер бренда KIZKOFURS (г. Киев)

Как и у любого дизайнера, у меня свои источники вдохновения. Больше всего на нужную волну настраивают путешествия и люди. Каждый человек уникален: некоторые похожи на пейзажи Айвазовского, другие напоминают портреты Леонардо да Винчи, а кто-то так же сложен для восприятия, как абстракции Казимира Малевича. Глядя на человека, я начинаю думать о том, что подошло бы именно ему, и образ изделия сам появляется у меня в голове. Например, яркой блондинке подойдет шуба из крашеного соболя, а на статном мужчине идеально будет смотреться куртка с меховой подкладкой и пушистым капюшоном. Мы используем в наших изделиях инкрустацию по меху — это крайне кропотливая и сложная работа дизайнера, художника, закройщика и швеи. И довольно часто наши узоры и орнаменты вдохновлены элементами известных произведений изобразительного искусства.

Лично я бы хотела попробовать разработать коллекцию под впечатлением от музыки, ведь она — один из сильнейших инструментов для создания настроения, эмоций и образов. От нее будут зависеть последующие мысли, цвета и фасоны, которые сперва появятся на бумаге в виде набросков одежды, а потом — как готовое изделие на моделях.

Изучать историю искусства или нет — это выбор каждого. Я считаю, что необходимо знать ключевые моменты, причем не только дизайнерам, а всем людям для общего культурного развития. Тем более сейчас делать это намного проще — достаточно зайти в интернет и загуглить нужную информацию.

Смотреть профиль бренда
Алена Чини Дизайнер бренда Alona Çini Киев

Алена Чини. Дизайнер бренда Alona Çini (г. Киев)

Меня вдохновляет изобразительное искусство Оттоманской империи, начиная с XV века. Например, в новой коллекции Melis основным цветом я выбрала кобальтовый синий. На этот оттенок меня вдохновила изникская керамика. Это посуда с красивейшими узорами, которую производили в турецком городе Изник с последней четверти XV до конца XVII века. А вот на создание платья с рюшами из шелк-шифона я вдохновлялась керамическими горшочками из белой глины. Они декорированы красочными цветочными орнаментами, бирюзовыми медальонами и покрыты прозрачной глазурью.

Узоры, которые я создаю под впечатлением от османской керамики, потом переносятся на одежду в виде росписи по шелку либо ручной вышивки.

Смотреть профиль бренда
Елена Лазоренко Дизайнер бренда The Oppido Львов

Елена Лазоренко. Дизайнер бренда The Oppido (г. Львов)

Искусство влияет на людей больше, чем они об этом подозревают. Почти все, что нас окружает, — цвета, формы или их сочетания — изобрели или заново открыли художники. Насмотренность — лучший учитель хорошего вкуса. Хотите выглядеть потрясающе — любуйтесь картинами, архитектурой, фотографиями прекрасных женщин-икон стиля, которые жили до нас, изучайте себя, природу и мир, пробуйте разные спектры вкусов. Ваше подсознание подхватит эту волну и превратит в потрясающие образы. Главное — дать ему пищу.

Лучший пример художественного в дизайне — iPhone. Его все знают, но мало кто догадывается, что повлияло на внешний вид самого желанного телефона в мире. Малевич создал не всем понятный «Черный квадрат», тем самым сосредоточив всеобщее внимание на минимуме.

Индустриальный дизайнер Дитер Рамс сказал: «Мало — это хорошо». Он, вслед за Малевичем, понял, что дизайн — это не только создание красивой формы, а процесс проектирования ее сути. Спустя много лет Джонатан Айв, который считает наследие Рамса неиссякаемым источником вдохновения, пришел в компанию Apple и спроектировал облик iPhone.

Есть такие же примеры и из мира моды. В 1978 году Келвин Кляйн совершил революцию: он превратил всем привычные рабочие брюки из денима в дизайнерскую вещь. Главный лозунг бренда Calvin Klein — минимализм во всем. И фирменные черные джинсы, выкрашенные в цвет того самого непонятного «Квадрата», принесли марке огромный успех.

На мой взгляд, лучший дизайнер одежды — это архитектор. Я всегда учусь у них, ведь сама пока еще нахожусь в поисках собственной формы, прощупываю свои возможности и представления о прекрасном. Хочется воплотить в своем дизайне много всего — инновационность, вневременность, честность, экологичность. Это то, над чем я еще работаю.

Смотреть профиль бренда
Влада Дизик Дизайнер ТМ КошкiнЪ  ДомЪ Одесса

Влада Дизик. Дизайнер, декоратор, владелица ТМ «КошкiнЪ ДомЪ» (г. Одесса)

Меня в жизни вдохновляет все. Иногда даже смешно, что может стать поводом для фантазий. Часто пробуждается творческая мысль в театре, причем она совершенно не мешает восприятию происходящего на сцене. В итоге эти впечатления могут задать форму изделия, каких-то деталей, цветовое сочетание, симбиоз разных фактур. Нет точного алгоритма — это же творчество!

Считаю, что дизайнер просто должен изучать историю искусства, это должна быть его естественная потребность. Искусство отражает жизнь, быт, интересы общества на разных этапах его развития. Все новое создается на базе уже существующих знаний, опыта, как своего, так и чужого. А где это черпать, если не в творчестве?

Моя коллекция «Из небытия в бесконечность», где в основу образов легли гобеленовые ткани и винтажные гобелены, — это такой себе «рояль в кустах» в контексте темы показа OFD. Она как раз и есть воплощение впечатлений от произведений искусства, а некоторые из них я и вовсе преображаю в живые модели. Идея о создании такой коллекции родилась в процессе подготовки к выставке гобеленов, которая пройдет в конце года в Одесском музее западного и восточного искусства. Помимо своей необычности, коллекция поднимает такую актуальную тему, как апсайклинг: сколько нового мы можем сделать из уже существующего!

Смотреть профиль бренда
Лана Иванникова Дизайнер основатель бренда LANA VANN  Запорожье

Лана Иванникова. Дизайнер и основатель бренда LANA VANN (г. Запорожье)

Изучение истории искусства дает хороший багаж знаний, который можно адаптировать и трансформировать в любой дизайнерской работе. Создавать коллекцию, основываясь на эмоциях от просмотра фильма, любования картиной, прослушивания музыки, всегда творчески интересно и привлекательно. Одна из первых моих коллекций создавалась под влиянием византийской культуры и ее одежды. А три года назад свет увидела коллекция Picasso. Здесь творчество великого испанца прошло красной нитью через всю коллекцию, на тканях были принты одной из его работ.

На нынешнем показе OFD была представлена коллекция Elegance, в основе которой лежит бант — он как элемент присутствует в одежде, аксессуарах и головных уборах. Частично влияние на создание коллекции оказал стиль эпохи барокко. Это влияние четко прослеживается в аксессуарах и декоративной отделке.

Смотреть профиль бренда
Константин Леонтьев OFD KEKA

Константин Леонтьев. Глава организационного комитета Odessa Fashion Day, дизайнер бренда KEKA (г. Одесса)

Создавая коллекцию, мы всегда изучаем либо исторические события, либо произведения искусства. Плох тот дизайнер, который просто копирует тренды. Это неправильно, потому что тогда у коллекции нет своей идеи. Дизайнер постоянно соприкасается с концепцией «мода и искусство», его может вдохновить что угодно: книги, картины, даже просто черепичная крыша домов. В основу одной из моих коллекций лег белый цвет, который я наблюдал в архитектуре Греции, и его удивительное сочетание с голубыми ставнями, перилами, лесенками. Мы дополнили образ вышивкой растений, которые свойственны этой широте. Вдохновлять может музыка — услышал ее, и она сразу же вызвала определенные воспоминания. Так у нас родилась коллекция Oak в стиле new-look, которая была пронизана воспоминаниями о Париже.

Наша нынешняя коллекция связана с клубом женщин Lady Forever — в тесном сотрудничестве мы создали коллекцию plus size и 40+. Мы стремились к созданию удобной, комфортной, качественной повседневной одежды, которую не будут покупать исключительно для торжественных событий. Нам это удалось — коллекция выполнена в черно-желтых цветах, и в ней использовались элементы отделки, отсылающие к определенным эпизодам истории моды.

На сегодняшний момент одни говорят, что мода идет по пути упрощения, и одежда должна быть исключительно комфортной, удобной и без излишеств. Другие — что изделия, наоборот, стоит усложнять, показать шик, богатство, вплоть до того, чтобы сделать их более китчевыми. В такой тяжелый период некоторым людям хочется видеть определенную роскошь в одежде — возможно, это их успокаивает и настраивает на позитив

Смотреть профиль бренда
Мнением спикеров интересовалась: Юлия Котляр
Фото: Личный архив героев