шоу театральной и комедийной импровизации GRAI Киев
импровизация / театр / игра

Можно ли «прокачать» умение импровизировать?

Все мы хоть раз выступали перед публикой. Для некоторых это уже переросло в рутину, а кто-то после первого же школьного утренника поклялся: «Больше никогда!». И, наверное, каждый из нас хоть раз испытывал непередаваемый коктейль ощущений, когда потеют ладошки, подгибаются колени, а ты думаешь: «Как бы не забыть текст! Ааа, лишь бы все шло по сценарию!». Знакомо? Но вот представьте себе — есть люди, которые не просто выступают без сценария, но делают это настолько виртуозно и смешно, что собирают полные зрительские залы. «А что, так можно было?» Не просто можно, а, по мнению актеров шоу театральной и комедийной импровизации GRAI, это под силу каждому.

Ребята рассказали Folga’, как можно научиться импровизировать, какие упражнения в этом помогут, а также поделились своим, полным внезапностей, опытом.

Актер Юрчик Янчук GRAI

Юрчик Янчук

Осенью 2018 года я был в поиске: хотелось научиться чему-то новому, поэтому выбирал между игрой на барабанах и курсами английского языка. И тут мне в Facebook попалась информация о наборе в школу комедийной импровизации Юры и Евы Кляцкиных. Для меня это направление оказалось новым — не КВН, не стендап, а что-то неизведанное. Поэтому английский и барабаны сразу же отошли в сторону! Так, с базового обучения импровизации, и начался мой творческий путь. Три месяца я учился на курсах — сперва был один общий, а затем — еще два «на выбывание» В итоге 6 лучших студентов делали полноценное выступление перед зрителями. Я дважды (вместе с Димой Онищенко) выходил в шестерке, из одного такого выпуска и получилось шоу GRAI.

Как происходит выбор темы? Мы не знаем, что будем играть, вплоть до озвученных обстоятельств, которые нам дают зрители: место действия, персонажей, эмоцию или просто слово — что угодно, от чего мы можем оттолкнуться и использовать в дальнейшем.

Например, нам говорят: «Вы на Луне» — «Окей! А кто на Луне?» — «Священник и Илон Маск!» Все, сразу несется игра. Никто не знает, что будет происходить дальше, и мы в том числе. Никаких заготовок — все рождается именно в зале.

Бывало, что вводные от зрителей ставили нас в тупик. Как-то мы просили у зала загадать нечто такое, чего нет в обычной жизни. Называют «Фиолетовое небо». Ну небо, ну фиолетовое... И с этой заявкой мы выкручивались, как могли. Бывает, что ты не знаешь загаданное слово. Ничего — ступор тоже можно прикольно обыграть. Один из наших форматов — когда зрители скидывают в резервуар бумажки со словами, а потом кто-то из нас вытаскивает одну наугад и говорит другому: «А спой-ка песню про....» и надо петь про то, что там написано. И нашему Диме попался какой-то очень длинный и сложный химический термин. Он начал песню про то, что они с женой решили разнообразить сексуальную жизнь и попробовать эротические игры. Придумали стоп-слово. Дима поет: «И вот я не могу вспомнить его… Как же оно? Как же оно?!..», а уже в конце выпаливает этот термин — и мы, и зрители смеялись до слез! Тот случай импровизации, когда думали, что слово создаст актеру неудобство, но в итоге его очень остроумно вплели в историю!

Девяносто процентов нашей программы — это комедийный формат, и зрители приходят к нам именно за юмором и хорошим настроением. Но мы позиционируем свое шоу как театральное, и у нас не стоит задачи «сделать смешно по умолчанию». Мы хотим делать интересно, поэтому, если сюжет будет идти к драматической развязке, то мы отыграем драму. Чтобы в историю поверил зритель — она должна быть настоящей, а шутка ради шутки может эту веру разрушить.

Научиться импровизировать можно. Более того — все мы делаем это ежедневно. Каждый наш бытовой диалог — импровизация (если только вы не читаете по бумажке). Чтобы у вас получалось, необходимо кайфовать от процесса, не бояться изменений в игре, внимательно относиться к партнерам по сцене. Актер должен быть образован и всесторонне развит, ведь если человеку в жизни особо нечего рассказать, то и зрителю со сцены он поведает немного. Мы проводим открытые репетиции, где каждый может прийти и попробовать себя в качестве актера и сыграть вместе с нами в различные импровизационные игры. Так что, кому это интересно, следите за новостями в наших соцсетях.

Актриса Рената Ахметова GRAI

Рената Ахметова

Изначально для меня импровизация была чем-то вроде психотерапии. Шел 2015 год, я снимала квартиру с подругой и пребывала в депрессии. Тогда Лиза поставила меня перед фактом, что я просто обязана поступить в «Черный Квадрат». Это изменило мою жизнь и оказалось приятным способом самореализации.

Я убеждена, что для успешной импровизации нужно в первую очередь быть собой, быть эрудированным, учиться владеть телом. А играть помогает то, что вариант «не играть» отсутствует! Импровизировать может каждый. Это зависит от того, насколько вы свободны изначально. У меня на раскачку ушло 2 года, у кого-то процесс шел в разы быстрее. Среди упражнений, которым я училась, мое любимое — на контакт. Вам с партнером нужно сесть лицом к лицу и 12 минут молча смотреть друг другу в глаза, при этом никак не оценивая его реакции. Кажется, что за это время случается магия. Внезапно вы понимаете, что любите человека, сидящего напротив, что вы ему доверяете.

Изначально зрители дают нам какие-то обстоятельства, например: «Вы — директор и снеговик в зоопарке». У кого есть идея — тот выходит и начинает играть. Остальные подхватывают, подыгрывают или привносят что-то новое. Предварительно никаких договоренностей между нами нет. Мы можем играть как живые, так и неживые предметы — зависит от того, что нам даст зал. Люди чаще всего называют что-то обычное, то, что они видят в повседневной жизни. Если спрашиваем локацию, то очень часто предлагают аэропорт, вокзал, больницу, зоопарк, баню. Мне кажется, намного интереснее, когда вводные — необычные, и у тебя есть пространство для фантазий. Вот мы как-то отыгрывали Чебурашку и Аллу Пугачеву. Это же классно!

Никогда не забуду свое первое выступление в составе GRAI: в одной из игр я была трупом. Иногда воскресала и вносила изменения в ход истории. Но запомнилось это выступление именно реакцией зала — в конце были стоячие аплодисменты, улыбки, крики и ощущение, что тебя все любят.

Актриса Таня Белоконь GRAI

Татьяна Белоконь

Нам с друзьями всегда нравились спектакли в театре-студии «Черный Квадрат». В какой-то момент поймала себя на мысли, что было бы интересно самой пройти там обучение. Но мысль пришла поздно: набор студентов уже закончился. Тогда я записалась на курс в Школе импровизации Юрия Кляцкина, актера и преподавателя «Черного Квадрата». В итоге на сцену вышли лучшие студенты спецкурса, и мне повезло быть среди этих ребят! Наше знакомство вылилось в рождение команды GRAI.

Считаю, что если даже медведей в цирке могут научить ездить на велосипедах, то абсолютно любой человек способен стать импровизатором. Это то, чему учатся всю жизнь. Лично я тоже учусь по сей день — на сцене, репетициях и дополнительных курсах. Но базу я получила в Школе импровизации, где была основная теоретическая выжимка и много-много практики.

Сам курс длился около месяца, по 3 занятия в неделю. А дальше — еще один курс, и еще один… Лично мне импровизировать помогает жизненный опыт и багаж знаний за плечами. Тут нет единого рецепта для всех и каждого. Мы постоянно импровизируем, делая тот или иной выбор в течение дня. На сцене необходимо быть естественным, принимать вводные от партнера, искренне верить в то, что ты играешь, чувствовать своего персонажа и то, в каких обстоятельствах он находится.

Репетиции — неотъемлемая подготовка к выступлениям. Это как наработка мышц: если ты хочешь красивую фигуру — вперед на регулярные тренировки в зал. Но стоит тебе остановиться — все. Многие нас спрашивают: «Что вы можете репетировать, если ваш жанр — это импровизация, у вас нет сценария?» Мы прикидываем разные игровые обстоятельства и живем в них, перевоплощаемся в своих героев, оттачиваем партнерскую игру, поддерживаем сыгранность, нащупываем новые формы.

Из-за всей ситуации с карантином и локдаунами у нас было несколько онлайн-выступлений. Мы делали их на площадке без зрителей, где стояли только камеры, вводные присылали на мессенджер, а мы играли в никуда. Честно, очень сложно работать в таком формате. Мы понимали, что это — реальность сегодняшнего дня, поэтому подстраивались. Играть в пустом зале, когда ты не слышишь эмоций, не видишь, как реагирует зритель, не можешь брать «живые» вводные — тяжело. Поэтому мы, конечно, хотим быть больше офлайн, чем онлайн. Я считаю, что выступление удалось, когда зритель вовлечен в процесс игры, а мы чувствуем сумасшедшую энергию зала, что придает легкость и желание куражиться на сцене. А разбор после каждого шоу — это просто MUST. Мы обсуждаем, что отлично зашло залу, а что могло быть лучше и над чем еще стоит работать. Приходите к нам на шоу GRAI и сами все поймете. Обещаем, будет здорово!

Актер Дима Онищенко GRAI

Дмитрий Онищенко

Впервые я увидел импровизацию по каналу ТНТ во время отпуска в Турции. Она оказалась прямо глотком свежего воздуха, потому что когда мы перед сном включали телевизор, то там был сплошной «ДОМ-2». Какое-то время спустя, находясь уже в Киеве, я увидел пост в Facebook с анонсом тренинга по импровизации. Я его посетил и с тех пор начал заниматься этим направлением.

Мне всегда нравилось шутить, даже в самые серьезные моменты в голове возникают шутки, хоть я и не всегда их говорю. Тут же — прямо идеальная почва! Чувство юмора очень помогает мне импровизировать. Среди других важных навыков я бы еще назвал внимание, особенно к действиям партнера: если пропустишь, что он уже наимпровизировал, то поломаешь всю историю! И, конечно же, важна фантазия, безграничная и свободная, — она помогает строить сюжеты на ходу.

Прежде чем выйти на сцену к зрителям, я учился полгода, но продолжаю постоянно совершенствовать навыки. Самое простое упражнение на импровизацию — завести диалог с кем-либо и отвечать вопросом на вопрос.

Больше всего мне запомнилось дебютное выступление шоу GRAI. Для нас, актеров, это были новые эмоции, так как мы впервые представляли импровизационную игру зрителям. Это был наш самый большой аншлаг: мы ставили дополнительные стулья в проходах, а некоторые зрители даже стояли. Еще у нас было шоу, которое «растянулось» на три зала — переходя вместе с публикой в следующее помещение, мы каждый раз погружались в новую атмосферу. Это представление зашло на ура!

Актриса Даша Старушенко

Даша Старушенко

Сама я училась импровизации и актерскому мастерству более трех лет. Но есть люди, которые практически с нуля, после двух месяцев занятий, выходят на сцену — и это круто! Поэтому считаю, что научиться импровизировать может каждый. Это весело, интересно, помогает раскрепоститься. Людям, которые боятся выступлений, даже необходимо как-нибудь попробовать свои силы. На первом занятии случится самое страшное: над вами посмеются. А дальше вы начнете получать удовольствие от процесса. В качестве упражнения можно выбрать тему, которую вы поддерживаете, например, развод или экологию. Ваша задача теперь написать 10 пунктов «против» — шуточных, не обязательно правдивых.

Для хорошей импровизации нужны базовые знания: что такое этюд, какие есть принципы драматургии, как строится конфликт и так далее. А чтобы все это выходило еще и смешным, необходимо понимание комедии, шуток и парадоксов, которые в них кроются. Звучит страшно, но на самом деле здесь главное — начать. На сцене не придется производить тяжелые математические расчеты: стоит понять принцип работы, и дальше твое чувство юмора все делает за тебя.

Бывает, что на сцене неудачно пошутил — такое случается с каждым. Но оценивать и упрекать себя за сказанное нет времени. И если над твоей шуткой никто не посмеялся, то самым худший вариант — просто стоять, расстраиваться и продолжать подводить партнера. Поэтому в таких ситуациях продолжаешь играть, а через пару фраз зритель уже и не вспомнит о твоем «факапе».

В каждом нашем выступлении есть отдельные крутые моменты. А в импровизации они часто связаны с тем, что партнеры тебя подставляют с вводными и обстоятельствами. И ты начинаешь здорово выкручиваться. А зрители смеются. Когда зал аплодирует — это и есть самый крутой момент.

Актриса Полина Журавель

Полина Журавель

Я впервые попала на шоу импровизации как зритель — и влюбилась! Настолько меня увлек этот процесс — магический, смешной и энергетически наполненный. Я сразу поняла, что хочу этим заниматься и также творить на ходу.

Мне сложно точно сказать, сколько времени понадобится для учебы, потому что сама я с детства занимаюсь актерским мастерством. Одному будет достаточно года, а другому — десятки лет. Но в целом импровизация подвластна каждому, ведь игровой инстинкт присутствует у всех с детства. То, насколько быстро вы получите результат, зависит от практики и опыта, а опыт и набитые шишки появляются от выступлений. Если ты год играешь в импровизацию по 4 раза в месяц, то у тебя накапливаются знания и умения, а сам ты чувствуешь себя свободнее.

Сотни, тысячи раз было так: ты что-то делаешь, а оно не заходит публике. Это — абсолютно нормально. В импровизации очень важно не бояться ошибиться, сказать что-то глупое, показаться некрасивым или каким-то «не таким». Для себя я поняла: чтобы ты ни говорил, зал воспримет все так, как видишь это ты. Можно рассказать самую смешную в мире шутку, но если ты в ней не уверен, зритель обязательно это почувствует и никогда не засмеется. Если же ты сказал какую-то чепуху, то по ходу развития сюжета ты можешь выкрутиться, оправдать эту чепуху, «добить» ее и в итоге заставить зрителя смеяться. Главное — не терять задор.

Что касается импровизационных упражнений, то все они направлены на выработку гибкости ума, умения выходить за рамки и чувствовать себя комфортно при смене условий игры. Например, двое выбирают по букве, и теперь все слова, которые они говорят друг другу, должны начинаться с нее. Если я выбрала «Б», то говорю уже не «Мама» и «Дверь», а «Бама» и «Бверь». Не меняются только слова, которые начинаются с гласных. Получается очень смешно, весело и ненапряжно. Еще из домашних упражнений я бы посоветовала «Озвучку»: поставьте видео, где есть несколько взаимодействующих между собой персонажей. Отключайте звук и говорите вместо них! Придумайте ситуацию, где это не «Ирония судьбы, или С легким паром», а налоговая служба пришла взимать долги. Посмотрите, как сразу все поменялось!

Классно выступать в те дни, когда другие люди отдыхают — 8 марта, 31 декабря... В них есть свой шарм — все отмечают, а ты работаешь. Публика на таких выступлениях изначально заряжена на отдых, люди приходят за ощущением счастья и праздника. Тебе не надо убеждать зрителя, что сейчас будет классно и интересно, и ты завоюешь его своей игрой. Поэтому мое самое крутое выступление прошло 8 марта во Freedom Hall: у нас был полный sold out, в зале находилось около 500 человек, я чувствовала на сцене нереальный драйв.

Мнением спикеров интересовалась: Юлия Котляр
Фото: личный архив героев