Sustainable fashion осознанная мода украинские дизайнеры
экофрендли / осознанность / мода

«Sustainable fashion» — новый слоган современной моды?

Все больше людей выбирают осознанное потребление как стиль жизни. Они руководствуются принципом 3R: reduce (сокращать), reuse (использовать повторно), recycle (перерабатывать). И если потребители выбирают такую философию, то мировые индустрии идут им навстречу, в том числе и производители одежды. Ведущие спортивные бренды, такие как Nike и Adidas, активно производят свою продукцию из переработанного пластика — таким образом они не только создают удобную и стильную форму, но также вносят свой вклад в защиту мирового океана от загрязнения. Модные дизайнеры тоже не остаются в стороне, поэтому при создании новых коллекций все больше популярности набирает подход «Sustainable fashion» — осознанная мода. При таком подходе фэшн-продукты соответствуют принципам экологичности и социальной справедливости.

Folga’ узнала у участников 21-го сезона Odessa Fashion Day, что они вкладывают в понятие «осознанной моды» и как реализуют этот принцип в своих коллекциях.

Светлана Карповадизайнер

Светлана Карпова. Автор бренда женской одежды Svetlana Karpova (г. Чернигов)

Форматом Sustainable fashion я занимаюсь уже более 20 лет. Во-первых, в своих коллекциях я всегда использую стоковые ткани, то есть остатки тканей или пряжи первой линии. Они хорошего качества, но ведущими брендами уже не используются. Получается, что мы их как бы перерабатываем. Таким образом я достигаю сразу двух целей: и качество у вещей достаточно хорошее, и цена оптимальная. Во-вторых, я стараюсь делать вещи вне моды. Всегда есть какие-то ультрамодные фишки, но я сознательно их не использую, потому что они быстротечны.

Я радуюсь, когда мои клиенты носят вещи по 10-15 лет, а они при этом все так же актуальны. Поэтому я за то, чтобы вещей было меньше, но они были любимыми и качественными. Все мои вещи делаются с душой, с ними хочется дружить долго, а расставаться очень грустно. Каждая вещь — осознанная и живая.

Смотреть профиль бренда
Ольга Сас Muzyka&Sas Ateliers

Ольга Сас. Соосновательница бренда Muzyka&Sas Ateliers (г. Тернополь)

В 2020 году практичность в одежде, наверное, и является трендом. Поэтому при создании своей коллекции свадебных нарядов на сезон 2020 мы хотели, чтобы их можно было продолжать носить на многих мероприятиях и праздниках, а не надеть один раз и спрятать в шкаф. Ведь помимо того, какими материалами вы пользуетесь, важным моментом в создании осознанных коллекций является то, сколько раз эту вещь наденут.

Наша коллекция свадебных платьев довольно интересная и, можно сказать, нетипичная, потому что она состоит из коротких моделей. Они подойдут для стилизованных и маленьких свадеб, для вечеринок, церемонии регистрации брака в ЗАГСе. Главное то, что свадебное платье из нашей коллекции не на один раз.

Смотреть профиль бренда
Мария Старчак STARCHAK

Мария Старчак. Основательница бренда STARCHAK (г. Львов)

Sustainable fashion — это понятие, которое заставляет задуматься не только об одежде, но и об образе жизни. До сих пор мода жила в бешеном темпе, но сейчас COVID-19 поставил эту сферу (как и многие другие) на паузу. Поэтому я думаю, что люди перестанут наконец гнаться за сиюминутными трендами.

По образованию я стилист, поэтому своим клиентам я всегда советую избегать лишних импульсивных покупок. Моя «осознанная» коллекция уже в процессе! Планирую выполнить ее в технике апсайклинг (креативный метод, когда старые ненужные вещи перерабатывают в новые — прим.ред). Первая модель из этой коллекции уже анонсирована. Думаю, что до конца лета она увидит свет.

Смотреть профиль бренда
Юлия Перекрёстова Juliya Kros

Юлия Перекрестова. Дизайнер бренда Juliya Kros (г. Сумы)

Лично я придерживаюсь философии осознанного потребления вещей и применяю этот принцип в своих коллекциях. Выражается это в вариативности ношения одной и той же вещи, ее трансформации. К примеру, платье из моей последней коллекции можно трансформировать в брюки, и таких примеров много. А в последней коллекции FW20/21 для пошива пальто мы использовали материал из пластика, выловленного в океане.

Философия моего бренда — это вещи вне времени. Если касаться глобальных трендов, то мы будем наблюдать движение моды в сторону комфорта и упрощенности, так как многие переведут свою работу в режим онлайн. Люди поймут, что многие вещи можно делать, не выходя из дома. Люди начнут ценить качество, универсальность и эксклюзивность вещи, тем самым снизив потребление. Также ценность будет обретать ручная работа.

Смотреть профиль бренда
Татьяна Загородник Yanitska/Zahorodnyk

Татьяна Загородник. Дизайнер, соосновательница бренда Yanitska/Zahorodnyk (г. Львов)

Разрабатывая коллекцию, я часто думала о таком явлении, как осознанная мода. Мне всегда хотелось быть максимально полезной для этого мира. Поэтому в нашей коллекции для Odessa Fashion Day использованы качественные материалы и модели, которые будут актуальны не один сезон. Мы руководствовались философией Sustainable fashion и хотели бы, чтобы платья нашего бренда были вне времени: всегда изысканные, стильные и актуальные.

Нынешняя ситуация очень повлияла на модную индустрию, которая всегда отражала любые изменения в обществе. Миллионы людей, в том числе мировые и украинские дизайнеры, вкладывают средства в поддержку медицины, отшивают защитные костюмы для медиков. Мир фэшн-индустрии показал, что между различными сферами жизни нет границ, и оказал поддержку.

Смотреть профиль бренда
Елена Хизуненко Pravda Label

Елена Хизуненко. Собственник бренда Pravda Label (г. Киев)

Для меня осознанная мода — это одежда не для одного сезона, в которой используются натуральные ткани и отсутствует фурнитура. Мои изделия сочетаются между собой из коллекции в коллекцию, качество позволяет носить Pravda Label не один сезон, то есть ее не выкинут, а значит, это уменьшит загрязнение экологии. Также при создании новой коллекции я стремлюсь делать безотходный крой, при окрашивании и стирке выбираю только самые необходимые и безопасные процедуры. Одежду, которая вышла из моды или осталась после прошлых сезонов, я не выкидываю: часть отдаю на благотворительность, а остальной одежде даю второй шанс новыми апгрейдами. Таким образом я максимально продлеваю жизнь каждой коллекции.

Для Odessa Fashion Day я создала капсульную коллекцию, которую можно отнести к осознанной моде: в моделях практически нет фурнитуры, одежда сделана из натуральных тканей, она универсальна и вся сочетается между собой.

Смотреть профиль бренда
Мнением дизайнеров интересовалась: Юлия Котляр
Фото: личный архив героев, арт-инсталляция художника Michelangelo Pistoletto